На основании пункта 34 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510), контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности возложен на государственные органы и государственные организации, осуществляющие лицензирование. Наряду с лицензирующими органами, контроль за соблюдением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возложен на налоговые органы (пункт 15 указанного перечня).
В сфере контроля лицензионной деятельности к критериям отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденным Указом N 510, относятся:
к высокой группе риска:
- наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих аннулирование специального разрешения (лицензии);
- наличие в течение календарного года сведений о причинении в результате нарушений лицензионных требований и условий вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, имуществу юридических и физических лиц;
- к средней группе риска — наличие в течение календарного года сведений о нарушении лицензиатом (работником лицензиата) лицензионных требований и условий, влекущих приостановление действия специального разрешения (лицензии).
В связи с этим следует отметить, что контролирующий (надзорный) орган вправе (пункт 7 Указа N 510) назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
- к высокой группе риска, — не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;
- к средней группе риска, — не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет.
Вместе с тем на основании пункта 84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (далее — Положение N 510), вопрос соблюдения законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности проверяется и при проведении внеплановых проверок.
Требование об устранении нарушений
При выявлении нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий контролирующий орган на основании пункта 75 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450), в обязательном порядке выносит требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок для их устранения. Предусмотрен предельный срок устранения выявленных нарушений — не более 6 месяцев.
Вместе с тем в Положении N 450 не установлен срок для вынесения контролирующим органом такого требования (предписания). В данном случае следует руководствоваться общими правилами проведения проверок, установленными в Положении N 510.
В соответствии с пунктом 73 Положения N 510 требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, выносится в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям. Кроме того, по решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.
Исключение составляют нарушения законодательства, создающие угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды. При установлении таких нарушений требование (предписание) об устранении нарушений выносится и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее трех рабочих дней со дня выявления нарушений.
Первый экземпляр требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.
Требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования может выноситься в день выявления нарушения. Данное требование (предписание) подписывается проверяющим (руководителем проверки) с последующим его утверждением руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем вынесения требования (предписания), и вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в день выявления нарушения.
Требование (предписание) об устранении нарушений является обязательным для исполнения проверяемым субъектом.
В течение 3 рабочих дней контролирующий орган обязан информировать лицензирующий орган о вынесенном требовании (предписании).
Проверка устранения выявленных нарушений
Пунктом 73 Положения N 510 и пунктом 79 Положения N 450 на лицензиата возлагается обязанность письменно уведомить контролирующий орган, проводивший проверку, об устранении выявленных нарушений. Уведомление направляется не позднее дня, установленного в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений. К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие устранение этих нарушений. От полноты представленных документов зависят дальнейшие действия контролирующего органа.
Проверка устранения лицензиатом нарушений осуществляется в процессе контрольной оценки. Порядок проведения контрольной оценки регулируется пунктом 80 Положения N 450. Не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления и соответствующих документов руководителем лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа либо его уполномоченным заместителем (уполномоченным руководителем структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа) назначается контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений. Такая контрольная оценка должна быть завершена в течение 10 рабочих дней. Срок проведения контрольной оценки не должен превышать 5 рабочих дней. Вместе с тем в случае необходимости проведения в процессе контрольной оценки испытания продукции или обследования производства срок такой контрольной оценки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Употребляемый в Положении N 450 термин «контрольная оценка» следует отличать от термина «контрольная проверка», несмотря на то что конечная цель указанных действий общая — проверка устранения нарушений. Контрольная оценка устранения лицензиатом выявленных нарушений может быть произведена как с назначением контрольной проверки, так и без ее назначения.
Под контрольной проверкой понимается проверка устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки (пункт 2 Положения N 510). Порядок назначения и проведения контрольных проверок регулируется Указом N 510.
Если контрольная оценка назначается в обязательном порядке, то прямой обязанности назначения контрольной проверки в целях проверки устранения лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий законодательством не установлено.
Пунктом 73 Положения N 510 предоставлено право, а не установлена обязанность, руководителю контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченному заместителю (уполномоченному руководителю структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавшему (утвердившему) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений.
Как правило, контрольная проверка назначается в том случае, если лицензиатом представлены неполные сведения об устранении нарушений либо требуется проверка с выездом на место.
Сроки назначения контрольной проверки и контрольной оценки в целом совпадают.
Согласно пункту 73 Положения N 510 контрольная проверка назначается не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения об устранении нарушений. Контрольная проверка в отношении проверяемых субъектов назначается без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, то есть является внеплановой проверкой (пункт 9 Указа N 510).
Право назначения контрольной проверки предоставлено руководителю контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченному заместителю (подпункт 9.2 пункта 9 Указа N 510).
Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней (пункт 26 Положения N 510). При этом в случае необходимости проведения в процессе контрольной проверки испытания продукции, обследования производства срок контрольной проверки по решению руководителя государственного органа может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней (пункт 30 Положения N 510).
О результатах контрольной оценки контролирующий орган обязан информировать лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня ее окончания.
Если результаты контрольной оценки свидетельствуют об устранении лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия специального разрешения (лицензии), лицензирующий орган, приостановивший действие такого специального разрешения (лицензии), принимает решение о возобновлении его действия, о чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия данного решения в письменной форме уведомляет лицензиата. При этом действие специального разрешения (лицензии) возобновляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении.
Последствия неустранения нарушений
В соответствии с положениями пункта 76 Положения N 450 лицензирующий орган по своей инициативе или по представлению другого контролирующего (надзорного) органа принимает решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) на срок до 6 месяцев в следующих случаях:
- в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений;
- в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;
- лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) особых лицензионных требований и условий.
При этом под особыми лицензионными требованиями и условиями понимаются лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в специальном разрешении (лицензии) (пункт 2 Положения N 450).
Действие специального разрешения (лицензии) считается приостановленным со дня, указанного в таком решении. При этом данный день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.
При этом лицензирующим органом может быть принято одно из следующих решений:
1) решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии);
2) решение о приостановлении действия специального разрешения (лицензии):
- по указанным в нем одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам;
- в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;
- на определенной территории.
При этом действие специального разрешения (лицензии) сохраняется в неприостановленной части.
О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 рабочих дней до даты, с которой приостанавливается действие специального разрешения (лицензии), с указанием причины его приостановления.
На основании пунктов 77 и 78 Положения N 450 решение о прекращении действия специального разрешения (лицензии) принимается лицензирующим органом в следующих случаях:
- в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия специального разрешения (лицензии). При этом действие специального разрешения (лицензии) прекращается со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия специального разрешения (лицензии). Напомним, что приостановление действия специального разрешения (лицензии) является следствием нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) особых лицензионных требований и условий;
- в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений. Действие специального разрешения (лицензии) в этом случае прекращается со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия специального разрешения (лицензии);
- лицензиатом или его обособленным подразделением, в том числе филиалом, в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности. При этом действие специального разрешения (лицензии) прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия специального разрешения (лицензии).
Следует также различать грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Если особые лицензионные требования и условия указываются непосредственно в специальном разрешении (лицензии), то перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий установлен в Положении N 450 применительно к каждому лицензируемому виду деятельности. Грубое нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий является основанием для принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии).
Основаниями для принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) являются также:
- повторное (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении выявленных нарушений) нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;
- иные нарушения, являющиеся основанием для прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности.