Фактически каждое кафе, бар, ресторан в дополнение к услугам общественного питания предлагают посетителям услуги в виде музыкального сопровождения отдыха (живая музыка, различные культурно-развлекательные программы, трансляции телепередач и др.), а организации, оказывающие культурно-развлекательные услуги, активно дополняют их сервисом общественного питания.
В ряде случаев организации общественного питания присваивают (намеренно либо по незнанию) некоторые права организаций, оказывающих культурно-развлекательные услуги, что приводит к предъявлению незаконных требований к посетителям. Это, например, выборочный отказ обслуживать посетителей, не удовлетворяющих определенным критериям; ограничения на вход (так называемый фейсконтроль), запрет посещать заведение общественного питания (занесение в так называемый black list — черный список) и иные проявления нарушения законодательства, которые в свою очередь могут повлечь применение мер административной ответственности к юридическому лицу.
Предприятия общественного питания: правовой статус
Порядок работы организаций, оказывающих услуги общественного питания, регулируется Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 года N 231-З «О торговле» (далее — Закон), Инструкцией по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 4 октября 2010 г. N 26 (далее — Инструкция), рядом других нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 10 Закона общественное питание представляет собой вид торговли, в том числе производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания населению сопутствующих услуг.
Часть третья ст. 10 Закона содержит перечень основных типов торговых объектов общественного питания (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.). Деление на определенные типы и отнесение к наценочным категориям осуществляют собственники объектов или уполномоченные ими лица согласно Инструкции. Например, бар представляет собой специализированный объект общественного питания с барной стойкой, в котором реализуются различные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары для потребления на месте (п. 2 Инструкции). Бары, рестораны и кафе сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха потребителей (п. 8 Инструкции). По специфике обслуживания потребителей выделяют видео, варьете, диско, бильярд, мини-бары и др.
Информация для потребителя
Информация о специфике обслуживания объекта должна быть представлена для сведения потребителям в общедоступном месте. Чаще всего она размещается на информационной табличке или вывеске, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) и оформленной в установленном законодательством порядке (п. 20 Инструкции).
Содержание информационной таблички и (или) вывески оговорено в п. 11 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. N 384, и включает:
- наименование (фирменное наименование) учредителя либо фамилию, собственное имя, отчество, если продавцом является индивидуальный предприниматель (например, ООО «Янко», ИП В.В.Петров);
- наименование торгового объекта, если оно не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца (например, «Старое русло», «У фонтана»);
- режим работы (время работы объекта общественного питания);
- тип торгового объекта (бар, буфет и т.п.) (определяется в соответствии с п. 2 Инструкции);
- наценочную категорию (категория или класс: люкс, высшая, первая, вторая, третья; наценочная категория может отсутствовать).
Музыкальное обслуживание
В зависимости от типа объекта общественного питания и наценочных категорий меняются и требования к музыкальному (концертно-эстрадному) обслуживанию. Так, согласно подп. 3.6 п. 3 приложения 1 к Инструкции наличие эстрады или танцевальной площадки обязательно для баров, в которых номенклатурой услуг предусмотрено проведение концертных и танцевальных программ, категорий люкс и высшая; кафе первой, высшей и люкс категорий и ресторанов первой (за исключением вагонов-ресторанов), второй, высшей и люкс категорий. При этом в приложении 5 к Инструкции уточнены основные требования к музыкальному обслуживанию в ресторанах, кафе, барах различных категорий. Так, наличие услуги по организации музыкального обслуживания в виде выступления вокально-инструментальных ансамблей, солистов обязательно только для кафе и ресторанов категорий высшая и люкс, а организация любых видов музыкального обслуживания, в том числе с использованием музыкальных автоматов, звуко-, видеовоспроизводящей аппаратуры, предусматривается для всех категорий баров, кафе и ресторанов первой и второй категории и иных типов объектов общественного питания различных категорий.
Владелец объекта общественного питания обязан указывать на вывеске сведения о типе торгового объекта и отражать характерные особенности обслуживания. Например, вывеска бара «У», который проводит танцевальную шоу-программу, должна отражать его тип и специфику организации обслуживания потребителя — оказание сопутствующих концертно-эстрадных услуг (диско-бар «У» либо бар-клуб «У»).
Вместе с тем, если пройтись по городу, можно заметить, что несоответствие содержания вывески и типа объекта торгового питания достаточно частое явление: бар, проводящий вечернюю танцевальную шоу-программу, именует себя ночным клубом, и наоборот. Подобные вольности в случае возникновения конфликтов создают предпосылки для привлечения к административной ответственности по ст. 12.16 «Обман потребителей» и ст. 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» КоАП.
Концертно-эстрадные представления или культурно-развлекательные услуги?
Законодательство не уточняет, относится ли деятельность объектов общественного питания по организации концертно-эстрадных представлений к деятельности по организации культурно-развлекательных услуг (в виде дискотек и ночных клубов). Рассматриваемые услуги различны по экономическому и социальному содержанию. Кроме того, оказание культурно-развлекательных услуг имеет специфику, в связи с чем установлен особый порядок регулирования.
Порядок работы культурно-развлекательных объектов, таких как дискотека, культурно-развлекательный (ночной) клуб, регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. N 582 «Об утверждении Положения об организации проведения дискотек и работы культурно-развлекательных (ночных) клубов в Республике Беларусь» (далее — Положение). Пункт 2 Положения содержит закрытый перечень основных форм деятельности по оказанию культурно-развлекательных услуг: дискотека, культурно-развлекательный (ночной) клуб, закрытая и открытая площадка.
Данные формы действительно имеют сходство с оказываемой объектами общественного питания услугой по организации концертно-эстрадных представлений. Так, в соответствии с абзацем вторым п. 2 Положения под дискотекой понимается форма организации свободного времени граждан, которая включает танцевальные вечера, вечера отдыха и иные развлекательные мероприятия, сопровождающиеся публичным исполнением музыкальных произведений артистами, исполнителями и (или) с помощью технических средств, кино- и видеоматериалов, проведением игровых, концертных и других программ. А культурно-развлекательный (ночной) клуб (абзац третий п. 2 Положения) — место комплексного оказания услуг по организации свободного времени граждан путем проведения дискотек, организации боулингов, кегельбанов, бильярда, предоставления иных развлекательных культурно-досуговых услуг, а также услуг общественного питания.
Одно из основных отличий услуг по организации концертно-эстрадных представлений, осуществляемых объектами общественного питания, и услуг культурно-развлекательных (ночных) клубов по проведению дискотек — это предусмотренный законодательством порядок и условия их проведения. Так, если для концертно-эстрадных представлений и музыкального обслуживания в объектах общественного питания жестких требований к порядку согласования и условиям их организации не установлено, то порядок проведения дискотек детально регламентирован.
Охрана и фейсконтроль ночных клубов и дискотек
Субъекты хозяйствования, организующие на постоянной основе дискотеки и работу культурно-развлекательных (ночных) клубов, обязаны обеспечить охрану общественного порядка (п. 4 Положения) и вправе устанавливать и утверждать собственные правила проведения дискотеки, работы клуба, не противоречащие Положению (подп. 12.1 п. 12 Положения).
На этом основании некоторые объекты ограничивают вход, выборочно отказывают в обслуживании посетителям, не удовлетворяющим определенным критериям (это так называемый фейсконтроль). При введении подобных запретов, как правило, ссылаются на предоставленное подп. 12.1 п. 12 Положения право самостоятельно устанавливать правила проведения (работы) культурно-развлекательного объекта. Однако стоит напомнить, что объекты общественного питания такого права лишены. Кроме того, следует учитывать, что в подп. 12.2 п. 12 Положения представлен исчерпывающий перечень случаев, когда лицо может быть не допущено на дискотеку или в культурно-развлекательный (ночной) клуб, а именно: в состоянии наркотического или токсического опьянения; с огнестрельным или холодным оружием, взрывоопасными веществами; в возрасте до 18 лет. Иные ограничения противоречат Положению и представляют собой самоуправство и проявление дискриминации в отношении посетителей.
Подпункт 12.2 п. 12 Положения содержит основные обязанности по охране общественного порядка при проведении дискотек и работе культурно-развлекательных (ночных) клубов. Для их реализации организации могут создать подразделения охраны, которые будут проводить личный досмотр, а также досмотр вещей и документов, транспортных средств (за исключением прав по применению и использованию оружия) <1>, что предоставляет им достаточно широкие права в отношении посетителей. Объекты общественного питания такими правами не наделены.
<1> Абзацы второй — шестой, девятый — одиннадцатый части первой ст. 15, ст. 16 — 19, 22, 23 и 25 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 года N 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь».
Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), организующее дискотеку или работу культурно-развлекательного (ночного) клуба, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 23.57 «Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности» КоАП за необеспечение охраны общественного порядка, а также по ст. 17.12 «Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних» КоАП.
При этом в ряде случаев объекты общественного питания, называющие себя клубом или дискотекой, но не являющиеся таковыми юридически, также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 23.57 «Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности» КоАП, в том числе за охранную деятельность без лицензии.
Таким образом, даже одновременное оказание услуг общественного питания и услуг по музыкальному и концертно-эстрадному обслуживанию автоматически не придает объекту общественного питания статуса, а следовательно, прав и обязанностей организации, осуществляющей проведение дискотек и работу культурно-развлекательных (ночных) клубов. Поэтому введение в отношении посетителей различного рода ограничений, не связанных с оказанием услуг торговли, присвоение статуса и прав иных субъектов гражданского оборота представляет собой нарушение законодательства и необоснованное ущемление прав потребителя, что создает предпосылки для привлечения организации к административной ответственности.