Особенности ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях в сфере лицензирования

К административным правонарушениям в сфере лицензирования относятся нарушения, предусмотренные прежде всего частью 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере лицензирования относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы, органы внутренних дел, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) соответственно на основании:

  • Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»;
  • Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
  • Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
  • Указа Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 N 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля»;
  • Налогового кодекса Республики Беларусь;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;
  • Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
  • Указа Президента Республики Беларусь от 04.12.2007 N 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел».

Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальные органы финансовых расследований включают управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по областям, по Минской области и г. Минску и межрайонные отделы данных управлений. В целях реализации полномочий Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в административно-территориальных единицах Республики Беларусь созданы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, являющиеся территориальными органами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Территориальные органы внутренних дел включают главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и подчиненное ему управление внутренних дел по охране Минского метрополитена, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Республики Беларусь и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты.

Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); налоговых органов — пунктом 26 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.10.2011 N 49 «О наделении должностных лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»; органов внутренних дел — пунктом 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.03.2010 N 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.7 КоАП (в части нарушения правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии)), относятся органы, уполномоченные выдавать субъектам хозяйствования специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере лицензирования составляют обстоятельства, устанавливаемые в большинстве случаев уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450)).

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка ведения предпринимательской деятельности в части лицензирования).

Сущность и характер действий (бездействия) определяются объектом посягательства (порядок осуществления предпринимательской деятельности) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиция части 1 статьи 12.7 КоАП), способом осуществления безлицензионной деятельности, нарушения ее правил и условий (где, в каком месте было деяние совершено; когда (время, дата) это деяние было совершено; как действовало лицо; нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства; какие средства и орудия (инструменты) были применены).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком осуществления предпринимательской деятельности в части соблюдения требований по лицензированию.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении физическим (работником юридического лица) и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем безлицензионной деятельности либо несоблюдении правил и условий осуществления вида деятельности, предусмотренного в специальном разрешении (лицензии). Объективная сторона может выражаться в осуществлении лицензируемой деятельности, в частности: без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии); до получения в лицензирующем органе специального разрешения (лицензии) или после истечения срока его действия либо после приостановления, прекращения его действия или аннулирования; при отсутствии указания в специальном разрешении (лицензии) фактически осуществляемых лицензиатом работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, а также иных предусмотренных законодательством сведений.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла или неосторожности либо непринятием всех необходимых мер юридическим лицом по соблюдению порядка ведения предпринимательской деятельности в части лицензирования.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, руководитель организации, не организовавший получение лицензии, либо лицо, ответственное за соблюдение правил и условий лицензируемого вида деятельности, редко физические лица, занимающиеся адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава является его соотнесение с составами, предусмотренными иными статьями Особенной части КоАП, касающимися нарушений, связанных с лицензируемыми видами деятельности (часть 1 статьи 11.2 (валютные операции), часть 4 статьи 12.7 (игорный бизнес), часть 5 статьи 12.7 (трудоустройство за границей), часть 1 статьи 12.39 (страховая деятельность), части 1 и 3 статьи 22.7 (правила защиты информации), части 1 и 2 статьи 22.8 (деятельность в области защиты информации) КоАП).

Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая — специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме (часть 2 статьи 2.7 КоАП).

В отличие от части 1 статьи 12.7 КоАП объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, может выражаться в осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности (в том числе лицензируемой) без государственной регистрации либо в осуществлении субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности при наличии в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении этого лица из данного регистра.

При этом необходимо отличать лицензию, выдаваемую на определенный вид деятельности, от лицензии, получение которой необходимо для исполнения отдельного договора (ввоза, вывоза отдельных видов товаров) (статья 11.43 КоАП). В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешняя торговля отдельными видами товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании лицензий. Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается: в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров; по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 24 указанного Закона, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров; в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» утверждено Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг).

Также лицензии, выдаваемые на определенный вид деятельности, необходимо отличать от разрешений, позволяющих преодолеть определенный запрет. Например, частью 2 статьи 15.48 КоАП предусмотрена административная ответственность за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении.

Так, в ходе проверки УП «М» было установлено, что на предприятии в проверяемом периоде при отоплении ремонтной мастерской использовалось отопительное оборудование мощностью менее 100 кВт, для которого нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не устанавливаются (пункт 1 перечня объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.05.2009 N 31 «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, категорий объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечня объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и признании утратившим силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. N 10») при условии, что при эксплуатации стационарных источников выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут составлять менее 0,1 тонны в год при наличии веществ, отнесенных в установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве, не превышающем 0,0001 тонны в год (пункт 4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 N 664).

Согласно данным бухгалтерского учета в проверяемом периоде по актам списывались котельно-печное топливо и дрова, сжигаемые в ходе эксплуатации вышеуказанных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За 2010 год было сожжено 8,4 тонны дров, за 2011 год — 18,2 тонны дров, за 2012 год — 30,1 тонны дров и 30 куб.м котельно-печного топлива, за январь — февраль 2013 г. — 2,1 тонны дров. В представленных к проверке за 2012 год и январь — февраль 2013 г. журналах учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок формы ПОД-3, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», в графах 5 — 20 таблицы 3 указанной формы также было указано количество израсходованного топлива, от которого напрямую зависит и рассчитывается величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, значения которых соответствуют данным бухгалтерского учета.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 25.08.1999 N 232 «О Методике расчета выбросов диоксида углерода в атмосферу от котлов ТЭС и котельных», технического кодекса установившейся практики ТКП 17.08-01-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт», утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.02.2006 N 2/10 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов: технического кодекса установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов при сжигании топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт»; технического кодекса установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правила расчетов выбросов при сварке, резке, механической обработке металлов», был произведен расчет объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании вышеуказанного количества топлива. Объемы выбросов загрязняющих веществ составили: за 2010 год — 0,125688 тонны, за 2011 год — 0,272324 тонны, за 2012 год — 0,729166 тонны, за январь — февраль 2013 г. — 0,031422 тонны.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2010 N 1739 «О лимитах на природопользование, внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 г. N 1379 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются равными объемам выбросов загрязняющих веществ, установленным природопользователям в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях.

Таким образом, УП «М», у которого объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2011 году — 2012 году составили соответственно 0,272324 тонны и 0,729166 тонны, обязано было получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но в нарушение требований пункта 2 статьи 26, пункта 1 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 N 2-З «Об охране атмосферного воздуха» осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данное правонарушение, как правило, является длящимся. В связи с этим при ведении административного процесса по рассматриваемой категории дел важно выяснить точный период осуществления безлицензионной деятельности (момент начала и прекращения), а также дату нарушения правил и условий лицензируемого вида деятельности с учетом возможности его неоднократности (продолжаемости).

Кроме того, на практике нередки случаи направления материалов проверки по фактам осуществления безлицензионной деятельности в правоохранительные органы для дачи правовой оценки в порядке, предусмотренном статьями 173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. В данном случае необходимо иметь в виду, что административное взыскание по части 1 статьи 12.7 КоАП может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения. Однако данные сроки не применяются в отношении юридических лиц, поскольку уголовно-процессуальное решение принимается только в отношении физических лиц.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену лицензирования, а также изменение правил и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, установленных в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом N 450 (далее — Положение о лицензировании).

Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, в зависимости от распределения должностных обязанностей.

С учетом необходимости направления материалов по факту осуществления безлицензионной деятельности (при получении дохода в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) не исключается наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, уголовного дела (статья 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же юрисдикционный акт, подтверждающий отсутствие в совершенном физическим лицом правонарушении признаков преступления, отсутствует в деле об административном правонарушении и усматриваются эти признаки, дело об административном правонарушении может быть прекращено по правилам части 2 статьи 3.32 ПИКоАП.

5. Определение размера дохода, подлежащего конфискации.

Под доходом от безлицензионной деятельности либо деятельности, осуществляемой с нарушением правил и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), в части 1 статьи 12.7 КоАП следует понимать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Система доказательств по делам об административных правонарушениях в сфере лицензирования включает следующие элементы:

  • содержательный (сведения о фактах безлицензионной деятельности либо деятельности, осуществляемой с нарушением правил и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
  • материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения в сфере лицензирования, в частности, акта проверки, лицензии, приложения к лицензии, разъяснения лицензирующего органа и др.);
  • процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных должностных лиц, имеющих отношение к осуществлению лицензируемого вида деятельности, специалиста (представителя лицензирующего органа), протокол об административном правонарушении).

К обязательным письменным доказательствам (первичным источникам) относятся документы, подтверждающие осуществление лицензируемого вида деятельности (получение дохода в определенный период времени от осуществления лицензируемого вида деятельности: бухгалтерские и другие документы), а также содержащие правила и условия осуществления лицензируемого вида деятельности (лицензия и приложения к лицензии, например касающиеся мест осуществления лицензируемого вида деятельности), решение лицензирующего органа об аннулировании (приостановлении действия) лицензии; к дополнительным (вторичным источникам) — акт проверки, разъяснение лицензирующего органа, документы на получение лицензии, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории дел встречаются случаи привлечения специалиста в административный процесс.

Подготовка дел об административных правонарушениях в сфере лицензирования к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), которое совершило административное правонарушение, и известно физическое лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли имеется вина лица в совершении противоправного деяния, является ли оно надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта безлицензионной деятельности либо деятельности, осуществляемой с нарушением правил и условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), лицом) и совершения конкретным лицом (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, руководителем либо иным уполномоченным работником, адвокатом, нотариусом, коллекционером оружия и боеприпасов) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, данных о том, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по квалификации, определению периода осуществления и дохода, подлежащего конфискации, а также того, подлежит ли рассматриваемый вид деятельности лицензированию, нарушены ли соответствующие правила и условия лицензируемого вида деятельности), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например дополнительное разъяснение лицензирующего органа, объяснение специалиста), какие действия требуется для этого произвести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного лица к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности, проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (их сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к осуществлению лицензируемого вида деятельности); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки (составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 12.7 КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, представление разъяснения лицензирующего органа, свидетельствующего об отсутствии необходимости получения лицензии на рассматриваемый вид деятельности, справки о перерасчете дохода, подлежащего конфискации, для приобщения их к материалам дела об административном правонарушении, вызов соответствующего специалиста, и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о необходимости направления материалов в правоохранительные органы для дачи правовой оценки); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.

Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере лицензирования (часть 1 статьи 12.7 КоАП) строится на том, что в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании является незаконным и запрещается осуществление:

  • видов деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих виды деятельности, указанных в приложении 1 к Положению о лицензировании, без лицензий;
  • вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, обособленным подразделением, в том числе филиалом, лицензиата — юридического лица, если в лицензии не содержится сведений об этом обособленном подразделении, в том числе филиале, либо выполняемые им работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, для такого обособленного подразделения, в том числе филиала, в лицензии не указаны;
  • вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, на иной, помимо определенной в ней территории, если Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях в сфере лицензирования.

  1. В ходе проверки было установлено, что ОАО «Г» в нарушение пункта 1, подпункта 3.8 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Декрет N 17) (в период действия), пункта 29 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом N 17, подпункта 23.2 пункта 23 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании) (далее — перечень видов деятельности) в период с 01.01.2010 по 31.01.2013 осуществляло деятельность по отливке полуфабрикатов из алюминия (поршней алюминиевых), которые в дальнейшем использовались при производстве пневмоцилиндров, без наличия специального разрешения (лицензии) на право осуществления данной деятельности. Выручка от реализации пневмоцилиндров, в состав которых вошли отлитые алюминиевые поршни, за период с 01.01.2010 по 31.01.2013 составила 439560982 руб. (без НДС).
  2. У УП «С» имелось специальное разрешение (лицензия) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, действительное до 05.02.2012.

В перечень видов деятельности входит деятельность в области промышленной безопасности, составляющими работами, услугами которой согласно подпункту 6.2 пункта 6 перечня видов деятельности является в том числе деятельность, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами, аттракционами.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон) опасными производственными объектами являются цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону. Согласно пункту 2 приложения 1 к Закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в том числе используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Таким образом, УП «С» осуществляло эксплуатацию опасных производственных объектов (котельных), где используется опасное вредное вещество — природный газ, давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, без получения специального разрешения (лицензии). От деятельности котельных УП «С» при оказании услуг коммерческим организациям был получен доход в размере 11156434816 руб., в том числе в марте — декабре 2012 г. — 3755276923 руб., в январе — марте 2013 г. — 7401157893 руб.