Осуществление государственных закупок работ, услуг

Приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов требует соблюдения порядка организации и проведения процедур государственных закупок, правовое регулирование которого осуществляется нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) и иными нормативными правовыми актами.

На основании Закона осуществляется приобретение товаров, работ, услуг, в то же время именно приобретение работ, услуг, которым присущи специфические свойства и условия выполнения, оказания, отличается определенной сложностью, вероятностью наступления необходимости выполнения тех или иных видов работ (например, ремонта, который может и не потребоваться в течение года).

В Законе работы определяются как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей заказчика; услуги — как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Такой подход принят и в теории гражданского права как допустимый в целях различения двух видов объектов прав — работ, услуг (ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Однако в самом ГК определения данных объектов прав отсутствуют, но обязательства, предметом которых выступают работы, услуги, урегулированы соответствующими нормами. Так, работы могут быть предметом договора подряда, услуги — предметом договора возмездного оказания услуг и иных договоров.

И для работ, и для услуг (которые не имеют материального выражения) предполагается, что при их выполнении, оказании подрядчик, исполнитель осуществляет какую-то деятельность, направленную на достижение правового результата, и при этом использует какие-то материальные ресурсы. Таким образом, стоимость в целом выполненной работы, оказанной услуги включает и стоимость деятельности подрядчика, исполнителя (или стоимость затрат), и стоимость материальных и иных ресурсов, использованных при выполнении работы, оказании услуги. Приведенные две составляющие в целом влияют на стоимость работы, услуги, что необходимо учитывать при заключении договора и в особенности при выборе подрядчика, исполнителя.

В гражданском законодательстве действует следующее правило выполнения работ, оказания услуг: если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами (ст. 658 ГК), так же как и услуга оказывается иждивением исполнителя (ст. 658, 737 ГК), если речь идет о договоре возмездного оказания услуг. Данное правило выполнения работ, оказания услуг необходимо учитывать при установлении требований в документах, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, при проведении процедур государственных закупок, в том числе в проекте договора на государственную закупку, поскольку данное обстоятельство — обеспечение материалами — непосредственно влияет на цену предложения участника процедуры государственных закупок.

Планирование государственной закупки работ, услуг

При планировании приобретения работ, услуг заказчик (организатор) в первую очередь определяет код по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 N 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (далее — ОКРБ 007-2012). В зависимости от наименования позиции продукции и соответствующего кода в годовом плане государственных закупок определяются необходимые заказчику (организатору) работы, услуги. Также следует учитывать, что в ОКРБ 007-2012 в ряде случаев под одним кодом по 9 цифровым знакам кода могут указываться для приобретения и услуги, и работы (например, код 33.11.11.000 «Услуги по ремонту и техническому обслуживанию металлоконструкций» ОКРБ 007-2012). В таком случае предметом государственной закупки при необходимости заказчику (организатору) и ремонтных работ, и технического обслуживания будут выступать и работы, и услуги.

В годовом плане государственных закупок ориентировочные объемы закупаемых работ, услуг определяются заказчиком (организатором) в натуральном выражении в соответствии с особенностями конкретной закупки. Что касается ориентировочных объемов в денежном выражении (ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки), то они определяются исходя из результатов исследования конъюнктуры рынка на основании цен подрядчиков, исполнителей на том или ином рынке работ, услуг. В свою очередь сами подрядчики, исполнители для тех или иных работ, услуг формируют их единицы измерения, которые и могут быть учтены заказчиком (организатором) при определении ориентировочного объема в натуральном выражении.

Так, как правило, работы, услуги исчисляются исходя из нормо-часа или иных аналогичных расчетных показателей, определяемых самими подрядчиками, исполнителями в зависимости от специалиста, выполняющего работы, оказывающего услуги, иных составляющих стоимость затрат. Такого рода расчетные показатели предназначены для последующего определения общей стоимости выполняемых работ, оказываемых услуг в зависимости от объема работ, количества обслуживаемых (отремонтированных) объектов и т.п.

Организация и проведение государственной закупки работ, услуг

При принятии решения о проведении процедуры государственных закупок и в последующем подготовке приглашения к участию в процедуре государственных закупок и документов, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, заказчик (организатор) с учетом требуемого вида работ, услуг формирует предмет государственной закупки, руководствуясь правилами ст. 20 Закона.

Так, описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Тем самым, если речь идет о государственной закупке работ, то описание предмета включает описание самих работ, которые планируется выполнить, а также характеристику результата работы или вещи, которая нуждается в переработке (обработке). Если предметом государственной закупки, к примеру, выступают ремонтные работы, то описание предмета государственной закупки включает наименование видов работ, а также характеристики вещи, которая будет подвергнута ремонту. Если предметом государственной закупки выступают услуги, то при описании предмета государственной закупки необходимо указание на содержание таких услуг (или конкретный перечень их составляющих), особенности их оказания и иные количественные характеристики (к примеру, площадь помещений, чистка, уборка которых требуется заказчику (организатору)), которые присущи услугам.

Законом предусмотрено, что при проведении процедур государственных закупок заказчик (организатор) в составе приглашения к участию в процедуре государственных закупок указывает описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки (п. 1 ст. 21). В документах, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, должна содержаться формула расчета цены предложения (п. 1 ст. 33, п. 3 ст. 49 Закона), формула расчета ставки (цена предложения участника, допущенного к торгам, в конкретный момент торгов, полученная в результате его действий по снижению начальной цены электронного аукциона) (п. 1 ст. 43 Закона).

Тем самым участники представляют предложения для участия в процедуре государственных закупок, цена которых определяется для работ, услуг исходя из нормо-часа или иных аналогичных расчетных показателей с учетом необходимого заказчику (организатору) объема работ, услуг, определенного в документах, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений.

Также непосредственно на цену предложения участника повлияет то, каким образом в документах, представляемых участникам для подготовки и подачи предложений, установлен порядок выполнения работ, оказания услуг (согласно ст. 658, 737 ГК) — иждивением подрядчика, исполнителя или с предоставлением материалов заказчиком.

Из положений ст. 658 ГК следует, что если работы, услуги выполняются иждивением подрядчика, исполнителя, то все расходы, связанные с приобретением материалов для выполнения работ, услуг, включаются в стоимость работ, услуг (в состав затрат подрядчика, исполнителя) и оплачиваются заказчиком.

Соответствующее условие должно быть включено в проект договора на государственную закупку. Одновременно включение такого условия в проект договора означает, что участник должен формировать свое предложение с учетом расходов (затрат) на приобретение материалов, поскольку по цене предложения участника заключается договор на государственную закупку, и по общему правилу сумма является окончательной, за исключением случаев, указанных в абз. 3 п. 7 ст. 25 Закона, когда допускается изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства.

Если же сформулировано условие о том, что в цену предложения участника не включается стоимость материалов для выполнения работ, то заключение договора на государственную закупку на таких условиях исключает возможность увеличения как объема (количества), так и цены договора в связи с приобретением подрядчиком, исполнителем материалов с последующим предъявлением соответствующих расходов к возмещению заказчику.

Таким образом, если в проекте договора на государственную закупку предусмотрено условие о том, что работы выполняются иждивением подрядчика, то в стоимость работ включается и стоимость материалов, которая должна быть определена в предложении участника, поданном для участия в процедуре государственных закупок. В данном случае исключается возможность оплаты заказчиком стоимости материалов для выполнения работ по факту их выполнения. Если же предусмотрено условие о том, что в цену предложения участника не включается стоимость материалов для их выполнения, то участник представляет свое предложение с указанием только стоимости работ и в свою очередь обеспечение его материалами и соответствующие расходы в связи с их приобретением будет нести заказчик, что может быть обеспечено путем проведения отдельной процедуры государственных закупок по приобретению материалов.