От незаконной деятельности не разбогатеешь (по материалам рассмотрения дел об административных правонарушениях)

Статьей 41 Конституции Республики Беларусь закреплено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

В соответствии со статьями 1 и 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами гражданам Республики Беларусь предоставлено право улучшать свое благосостояние путем осуществления предпринимательской деятельности. При этом данные нормы права напоминают о том, что гражданин-предприниматель несет полную личную ответственность за свои действия. Причем данная ответственность может выражаться не только в риске потерять вложенные в бизнес деньги, но и в виде вполне реальной административной, а порой и уголовной ответственности.

Одним из важнейших условий осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь является законность этой деятельности. Проще говоря, предприниматель в погоне за прибылью не должен нарушать установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим в Уголовный кодекс Республики Беларусь и в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в свое время были введены схожие по сути и одинаковые по названию составы правонарушений — «незаконная предпринимательская деятельность».

Практика рассмотрения судом дел данной категории говорит о том, что зачастую «горе-предприниматели» либо в силу легкомыслия, либо в силу незнания закона совершают, на их взгляд, незначительные правонарушения, санкции за которые в разы превышают размеры предполагаемой прибыли от бизнеса.

Хозяйственным судом Г-ой области было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении гражданки Г. При составлении протокола об административном правонарушении было установлено, что в парикмахерской «З» гражданкой Г. осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность. Данная деятельность заключалась в систематическом получении прибыли за осуществление парикмахерских услуг без государственной регистрации (на момент составления протокола Г. не являлась индивидуальным предпринимателем).

Согласно части 1-1 статьи 12.7 КоАП незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что работниками налоговой инспекции была проведена контрольная закупка, при которой за оговоренную плату в размере 15000 руб. гражданка Г. оказала услугу по стрижке челки. Также было установлено, что в период с 08.04.2013 по 15.04.2013 гражданкой Г. получен доход в сумме 200000 руб. Так как полученный доход гражданки не превысил 1000 базовых величин, в действиях гражданки отсутствовали признаки, свидетельствующие о наличии в деянии состава преступления.

В судебном заседании Г. факт совершения правонарушения, свою вину и полученный доход в сумме 200000 руб. признала и пояснила, что вынуждена была заняться незаконной подработкой, так как имеет иждивенца 2007 года рождения и находится в состоянии беременности.

При наложении административного взыскания судом были учтены характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Суд обязал гражданку Г. уплатить штраф в размере 1 базовой величины — 100000 руб. и конфисковал полученный доход в сумме 200000 руб.

«Арифметический» вывод из этой истории напрашивается сам собой: услуга в 15000 руб. обошлась гражданке в силу нарушения закона в 300000 руб., что в 20 раз превысило стоимость услуги.

Многие на это могут возразить: как женщине вырастить и прокормить своих детей, если не пытаться немного заработать? Ведь на пособие по уходу за ребенком (а оно на сегодняшний день не превышает 2 млн.руб.) не проживешь!

Все это так. Но давайте поразмышляем о том, откуда у государства средства на это, пусть и небольшое, пособие. Эти деньги — результат отчислений субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, не производят отчисления в бюджет и в ФСЗН. Соответственно они не участвуют в формировании денежных фондов, из которых выплачиваются пособия, и, наверное, не имеют морального права их получать.

Существующий упрощенный порядок уплаты индивидуальными предпринимателями налогов и платежей в ФСЗН вполне позволяет без существенных денежных отчислений осуществлять законную предпринимательскую деятельность. Отчисляемые в то же время в бюджет и внебюджетные фонды незначительные денежные средства позволяют получать, может быть, на сегодняшний день и небольшую, но гарантированную государственную поддержку в различных сферах жизни.