С 1 января 2011 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», установивший перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. В него не вошли такие виды деятельности, как:
- ведение охотничьего хозяйства;
- ведение рыболовного хозяйства;
- геодезическая и картографическая деятельность;
- деятельность временного (антикризисного) управляющего;
- деятельность в области авиации;
- деятельность в области таможенного дела;
- деятельность по заготовке и переработке древесины;
- деятельность, связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
- проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей;
- распространение правовой информации;
- транспортно-экспедиционная деятельность;
- туристическая деятельность;
- аудиторская деятельность;
- лотерейная деятельность;
- переработка, консервирование рыбы и морепродуктов;
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр.
Из указанного перечня исключены 60 составляющих видов работ и (или) услуг. К наиболее значимым изменениям следует отнести отмену лицензирования розничной торговли, кроме розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.
В связи с этим возникает множество вопросов, главный из них — не повлечет ли отмена лицензирования снижения качества работ и услуг?
Следует сказать, что правовое регулирование порядка осуществления видов деятельности, лицензирование которых отменено, в достаточной степени обеспечивает качество работ и услуг. Нарушение этого порядка влечет ответственность независимо от того, является ли деятельность лицензируемой. Лицензирование дает возможность, с одной стороны, дополнительными рычагами воздействовать на лицензиата прежде всего в части соблюдения условий деятельности, а с другой — ограничить ее осуществление только субъектами, получившими в установленном порядке специальное разрешение.
Правовые механизмы ответственности за нарушение порядка любой деятельности, в том числе лицензируемой, направлены именно на обеспечение соблюдения интересов как потребителей работ и услуг, так и общества и государства.
Рассматривая правовое регулирование ответственности в рамках деятельности, лицензирование которой исключено, остановимся на сферах, в большей степени затрагивающих граждан и общество в целом.
Розничная торговля
Розничная торговля — наиболее популярный вид деятельности в сфере предпринимательства. Регламентирует данную сферу Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. N 231-З «О торговле», Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З «О защите прав потребителей», а также Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. N 384. Обычно именно за нарушение установленных правил торговли к субъектам хозяйствования применяются меры ответственности, предусмотренные частью 1 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Важной мерой, направленной на обеспечение качества реализуемых товаров, является административная ответственность за реализацию товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации (часть 2 ст. 12.17 КоАП), а также за выпуск в продажу либо поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке, установленным законодательством Республики Беларусь. К ответственности за данное нарушение привлекается как должностное лицо, так и индивидуальный предприниматель и юридическое лицо (часть 1 ст. 23.12 КоАП). Ответственность этих лиц (ст. 23.11 КоАП) установлена также за реализацию:
- продукции (в том числе импортируемой), подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
- без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
- химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке;
- продукции без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов.
Проектирование, строительство зданий и сооружений и проведение инженерных изысканий
Проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности, проведение инженерных изысканий для этих целей осуществляются в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иными обязательными требованиями технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Ответственность за нарушение этих требований установлена ст. 21.3 КоАП для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За повторное совершение данного правонарушения предусмотрена повышенная ответственность. Административную ответственность влечет также отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное проектантом при разработке строительного проекта без согласования с разработчиками архитектурного проекта и утвердившим органом <1>. Ответственность проектировщика (проектной организации) установлена за ошибки в проектно-сметной документации, допущенные при проектировании и повлекшие завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ, произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов <2>; аналогичную ответственность в соответствии с частью 1 ст. 21.7 КоАП несет и подрядчик (субподрядчик) за завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов.
<1> Статья 21.1 КоАП.
<2> Части 3, 4 ст. 21.7 КоАП.
Влечет административную ответственность и нарушение при проведении строительно-монтажных работ обязательных требований проектной документации, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, прочность, устойчивость и эксплуатационную надежность зданий, сооружений и их частей <3>. При этом такое же нарушение, а также нарушение обязательных требований норм и стандартов при производстве строительно-монтажных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека, причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерб в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 305 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Предусмотрена ответственность и за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований нормативной документации и проекта производства работ по организации, ограждению или содержанию строительной площадки <4>.
<3> Статья 21.4 КоАП.
<4> Статья 21.11 КоАП.
Ведение охотничьего и рыболовного хозяйства
Порядок ведения охотничьего и рыболовного хозяйства подробно урегулирован Правилами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».
Ответственность за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства установлена частью 2 ст. 15.35 КоАП. Ответственность за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты регламентирована частью 2 ст. 15.37 КоАП. Санкции данных статей предусматривают ответственность как должностного лица и индивидуального предпринимателя, так и юридического лица.
Деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
Порядок организации и проведения электронных интерактивных игр регулируется Положением о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. N 201 «Об электронных интерактивных играх».
Статьей 12.44 КоАП установлена ответственность за нарушение организаторами электронной интерактивной игры законодательства о таких играх и (или) условий их проведения, а за наиболее значимое нарушение, связанное с несоблюдением процентного соотношения выигрышного фонда тиража электронной интерактивной игры и общего объема принятых ставок, а также с проведением электронных интерактивных игр в местах, запрещенных законодательными актами, для юридического лица установлена повышенная ответственность.
Лотерейная деятельность
Нарушение предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. N 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь» порядка осуществления лотерейной деятельности влечет в соответствии со ст. 12.45 КоАП административную ответственность должностного и юридического лица. При этом повышенная ответственность установлена за нарушение порядка изготовления, использования, реализации лотерейных билетов, изъятия их из обращения и уничтожения.
Таким образом, законодательство в достаточной степени регулирует правоотношения в рассмотренных сферах деятельности. Ответственность как должностных лиц, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушения, допускаемые в сфере осуществляемой ими деятельности, лицензирование которой исключено, в должной степени обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан.