Ответственность за не оформление и не передачу ТТН перевозчику при передаче товара. ч. 4 ст. 12.17 КоАП

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 11.01.2016 (дело N 348-4/Ап/2015)

Обстоятельства: Юридическое лицо произвело отгрузку товара в адрес покупателя. При передаче товара перевозчику ТТН в установленном порядке не оформлялась и не передавалась перевозчику.

Решение: Юридическое лицо подвергнуто штрафу с конфискацией арестованного товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от таможни, по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении частного производственного унитарного предприятия «З» (далее — ЧПУП «З») (юридический адрес: г. Минск, пр. П.), с участием представителя таможенного органа, представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс,

Установил:

17 декабря 2015 г. в 15:00 в ходе проведения специального мероприятия сотрудниками таможни в районе дер. З. К. района М. области было приостановлено движение транспортного средства марки «Ивеко», прицеп марки «Кегель», двигавшегося в направлении Российской Федерации под управлением водителя В. (перевозчик — ИП Г.).

При осмотре транспортного средства был обнаружен товар — сухари «Малютки» в количестве 8000 упаковок на общую сумму 34 720 000 руб. Товар перевозился от отправителя ЧПУП «З» (г. Минск) в адрес получателя — ООО «Б» (Российская Федерация, г. Москва).

Водителю транспортного средства было выставлено требование о представлении товарно-транспортных накладных в таможню. По требованию водителем были представлены следующие документы: CMR от 16.12.2015, счет-фактура от 16.12.2015, спецификация от 16.12.2015. Иных товаросопроводительных документов представлено не было.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение транспортера необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера. Отправитель ответственен перед транспортером за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины транспортера.

Согласно пункту 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в случае, если грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов.

Подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) предусмотрено, что отправитель товаров обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих отпуск товаров в места реализации при их транспортировке.

В соответствии с пунктами 2, 11, 12 Инструкции по заполнению типовых форм первичных документов товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) и товарной накладной (форма ТН-2), утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы должна применяться накладная формы ТТН-1, которая является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у получателя, а также складского, оперативного и бухгалтерского учета. Накладная ТТН-1 должна быть оформлена грузоотправителем в четырех экземплярах: первый, третий и четвертый экземпляры передаются водителю, экспедитору либо другому лицу, принявшему товар к перевозке, при этом первый экземпляр предназначен грузополучателю и является основанием для оприходования товара, второй экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета, третий и четвертый экземпляры предназначены перевозчику, при этом третий является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги, а четвертый является основанием для учета транспортной работы.

Согласно статье 40 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» обязанность по составлению товарно-транспортной накладной возлагается на грузоотправителя. Статьей 41 данного Закона установлено, что перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов.

В нарушение изложенных выше норм законодательства ЧПУП «З» произведен отпуск товара для реализации (отгрузка) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов. На момент вывоза товара из Республики Беларусь в Российскую Федерацию у перевозчика ИП Г. (водитель — В.) товарно-транспортная накладная отсутствовала.

Ответственность за нарушение правил реализации товаров (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) установлена частью 4 статьи 12.17 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

По факту нарушения ЧПУП «З» требований законодательства таможней составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2015.

В отношении перевозчика также был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением экономического суда Могилевской области от 04.01.2015 по делу N 366-2/Ап/2015 ИП Г. подвергнут штрафу.

В судебном заседании представители ЧПУП «З» вину в совершении административного правонарушения не признали. От предприятия поступили возражения на протокол в письменной форме. По мнению лица, в отношении которого ведется административный процесс, часть 4 статьи 12.17 КоАП не содержит такого состава административного правонарушении, как отпуск товаров для реализации без наличия требуемых законодательством Республики Беларусь сопроводительных документов. Административная ответственность предусмотрена за реализацию товаров с нарушением требований законодательства. Согласно статье 31 НК под реализацией товаров понимается отчуждение товара одним лицом другому лицу. Передача товара транспортной организации для перевозки не является реализацией товара. ЧПУП «З» считает, что таможенный орган обязан был установить факт неоформления ТТН при совершении хозяйственной операции либо непосредственно после ее совершения, однако данный факт таможенным органом не доказан. В CMR от 16.12.2015 в графе 5 перечислены прилагаемые документы, в том числе ТТН от 16.12.2015. До составления протокола ТТН была представлена в таможню. Отсутствие подписи водителя в соответствующей графе ТТН является нарушением установленного законодательством порядка оформления ТТН и не образует состава административного правонарушения по части 4 статьи 12.17 КоАП. ЧПУП «З» просит при рассмотрении дела учесть, что предприятие не причинило ущерба государственной собственности, не получило имущественной выгоды. С учетом изложенных возражений на протокол ЧПУП «З» просит прекратить дело об административном правонарушении. Кроме того, предприятием представлено письмо С. сельского исполнительного комитета от 06.01.2015, в котором исполком просит учесть, что ЧПУП «З» является производителем хлебобулочных изделий, в том числе на экспорт; обеспечивает приток валютных средств в Республику Беларусь, а также обеспечивает рабочими местами граждан г. Минска и Минского района, зарекомендовало себя как добросовестный налогоплательщик, оказывает спонсорскую помощь организациям Минской области.

Доводы ЧПУП «З» не могут быть приняты судом во внимание. В материалах дела имеется контракт от 04.01.2010 на поставку товаров, во исполнение которого ЧПУП «З» произвело отгрузку товара в адрес покупателя — ООО «Б», товар был передан перевозчику — ИП Г. При этом ТТН, являющаяся бланком строгой отчетности, в установленном законодательством порядке не была оформлена и не передана перевозчику, о чем свидетельствует отсутствие подписи водителя в четырех экземплярах ТТН, переданных грузоотправителем в таможню 18.12.2015.

Факт совершения ЧПУП «З» административного правонарушения подтверждается материалами проведенной таможней проверки, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23.12.2015, протоколом осмотра транспортного средства от 17.12.2015, объяснениями водителя В. от 17.12.2015, требованием должностного лица таможни о представлении документов от 17.12.2015.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что вина ЧПУП «З» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, доказана.

При определении меры административного взыскания судом учтены изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения. Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств по данному делу не установлено.

На основании изложенного следует применить к ЧПУП «З» административное взыскание в виде штрафа в размере 10 базовых величин (2 100 000 руб.) с конфискацией товара на сумму 34 720 000 руб., арестованного и изъятого таможней согласно описи от 18.12.2015.

Применение дополнительного взыскания в виде конфискации товара обусловлено, прежде всего, характером совершенного административного правонарушения — требование актов законодательства об обеспечении при транспортировке и реализации товаров документов установленной формы, подтверждающих их приобретение (поступление) и (или) отпуск товара для реализации, направлено на уменьшение теневого оборота товаров; отпуск товара для реализации на сумму, превышающую 34 млн. руб., осуществлен предприятием без наличия товарно-транспортной накладной; совершенное ЧПУП «З» административное правонарушение было закончено после обнаружения и пресечения его таможенным органом.

Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП),

Постановил:

Наложить административное взыскание на ЧПУП «З» по части 4 статьи 12.17 КоАП в виде штрафа в размере 10 базовых величин, что составляет 2 100 000 руб., с конфискацией товара на сумму 34 720 000 руб., арестованного и изъятого таможней согласно описи от 18.12.2015.

Штраф должен быть уплачен в срок не позднее 15 дней после вступления постановления в законную силу в бюджет административно-территориальной единицы по месту нахождения организации. Платежный документ (подлинник) необходимо представить в экономический суд.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток лицом, привлекаемым к административной ответственности, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.