Подсудность споров при рассмотрении дел с участием субъектов хозяйствования стран СНГ

Подсудность

Компетенция хозяйственных судов по рассмотрению ими споров между резидентами Республики Беларусь четко регламентирована нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК). При определении подсудности спора хозяйственному или иному суду, когда дело касается защиты нарушенных прав или законных интересов в отношениях по сделкам с контрагентами иных государств, в частности стран СНГ, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами международного права, учитывая приоритет общепризнанных принципов международного права, а также нормами ХПК.

Правила о договорной подсудности позволяют сторонам по соглашению определить место рассмотрения спора (статья 52 ХПК). Важно отметить, что такое соглашение возможно только в отношении общей и альтернативной подсудности.

Подсудность, установленная в соответствии со статьями 49 и 50 ХПК, может быть изменена по соглашению сторон. Указанные обстоятельства в обязательном порядке должны найти свое отражение в документе, подписанном всеми сторонами сделки, — договоре либо дополнительном соглашении к нему.

При этом необходимо учитывать, что из данного правила есть исключения. Так, родовая подсудность и специальные правила о подсудности не могут быть изменены по соглашению сторон.

Исключительная подсудность, определяющая компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, закреплена в статье 48 ХПК.

Исключительная подсудность хозяйственных судов Республики Беларусь регламентирована статьей 51 ХПК.

Например, в соответствии с нормами указанной статьи иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества; иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.

В соответствии с частью 12 статьи 51 ХПК заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.

При рассмотрении дел с участием иностранных лиц в соответствии со статьей 236 ХПК к исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь относится рассмотрение дел:

  • по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Республики Беларусь имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
  • по спорам, предметом которых является недвижимое имущество, если оно находится на территории Республики Беларусь, в том числе об установлении факта владения недвижимостью или права на нее;
  • по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом Республики Беларусь, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);
  • по спорам, связанным с учреждением, регистрацией или ликвидацией на территории Республики Беларусь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обжалованием решений органов этих юридических лиц;
  • об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь;
  • по спорам об исключении имущества из описи или освобождении его от ареста, если арест имущества проведен соответствующим государственным органом Республики Беларусь;
  • по спорам, связанным с признанием недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь.

Таким образом, определяя подсудность спора, в совокупности необходимо оценивать нормы законодательства, в том числе международного, и нормы заключенного между сторонами договора.

Нормы международного законодательства

Анализируя компетенцию хозяйственных судов при разрешении ими споров между белорусскими субъектами хозяйствования и участниками стран СНГ, необходимо руководствоваться следующими документами в определенной иерархии:

Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, (заключено в г. Киеве 20.03.1992) (Киевское соглашение);

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) (Кишиневская конвенция). Применяется, если эти правоотношения не урегулированы Киевским соглашением;

Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) (Минская конвенция). Применяется в отношениях с государствами СНГ, которые не являются участниками Кишиневской конвенции.

Согласно ст. 4 Киевского соглашения компетентный суд государства — участника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать споры, если на территории данного государства — участника Содружества Независимых Государств:

а) ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска.

Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств — участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

б) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации;

е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

Кроме того, Киевское соглашение определяет, что встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, который рассматривает основной иск.

Так, например, компетентный суд государства — участника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать споры, если на территории данного государства имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (подп. «г» п. 1 ст. 4 Киевского соглашения).

Например, страховое предприятие Республики Беларусь обратилось в хозяйственный суд с иском к индивидуальному предприятию Украины о взыскании сумм, выплаченных в качестве страховых выплат.

Поскольку спор возник из причинения вреда действием, имевшим место на территории Республики Беларусь, судом был сделан вывод, что спор относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь, и дело было рассмотрено по существу.

Свое отражение вопросы рассмотрения споров с участием иностранных лиц нашли также в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 N 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» (далее — постановление N 21).

Согласно главе 2 постановления N 21 хозяйственные суды обладают компетенцией по рассмотрению спора, связанного с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, при наличии между сторонами, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, письменного пророгационного соглашения о передаче спора в хозяйственный суд. Пророгационное соглашение может содержаться в тексте договора либо в отдельном документе. Оно может предусматривать передачу спора в суд иностранного государства. При наличии соглашения о передаче спора в компетентный суд иностранного государства хозяйственный суд по заявлению ответчика, сделанному до представления возражений по существу иска, если иное не установлено международным договором, прекращает производство по делу в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде.

Кроме того, в компетенцию хозяйственных судов входит рассмотрение споров и в тех случаях, если обе стороны пророгационного соглашения являются иностранными лицами.

Важно отметить, что пророгационным соглашением не может быть изменена исключительная компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь, вытекающая из международных договоров и статьи 236 ХПК, и иностранных судов. Стороны также не вправе изменять исключительную подсудность, установленную статьей 51 ХПК, и родовую подсудность, установленную ХПК.

Исполнение

Бесспорно, при решении вопроса о передаче постановления хозяйственного суда Республики Беларусь для исполнения компетентному органу того или иного государства важным является факт подписания международного договора с этим государством.

В соответствии с главой 9 постановления N 21 решение хозяйственного суда, подлежащее исполнению на территории иностранного государства, признается и принудительно исполняется компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Республики Беларусь и (или) законодательством соответствующего государства.

Международными договорами Республики Беларусь может быть предусмотрена подача взыскателем ходатайства о признании и приведении в исполнение решения в хозяйственный суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, или непосредственно в суд государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено.

Например, согласно нормам Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) решения хозяйственного суда не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на основании исполнительных документов хозяйственного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Взыскатель самостоятельно направляет исполнительный документ в компетентный орган Российской Федерации с целью возбуждения исполнительного производства и принудительного исполнения.

Для оформления ходатайства о признании и приведении в исполнение решения хозяйственный суд, вынесший решение, по заявлению взыскателя выдает документы, предусмотренные международным договором и подлежащие направлению в иностранный суд.

Киевское соглашение также определяет, что в приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:

  • а) судом запрашиваемого государства — участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
  • б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства — участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
  • в) спор в соответствии с Киевским соглашением разрешен некомпетентным судом;
  • г) другая Сторона не была извещена о процессе;
  • д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Статья 53 Минской конвенции устанавливает порядок передачи судебных постановлений иностранному компетентному суду. Так, ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются:

  • а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
  • б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
  • в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
  • г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны или на русский язык.

В соответствии со статьей 54 Минской конвенции суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Минской конвенцией, соблюдены. В случае, если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

При отсутствии международного договора, предусматривающего взаимное признание судебных решений, с государством, на территории которого решение хозяйственного суда подлежит исполнению, взыскателю выдаются:

  • а) заверенная копия судебного решения;
  • б) официальный документ о вступлении решения в силу, если это не следует из текста самого решения;
  • в) документ, подтверждающий, что ответчику своевременно и надлежащим образом было вручено извещение о вызове в суд в случае, если ответчик не принял участия в процессе рассмотрения дела;
  • г) иные документы, запрашиваемые взыскателем, если их представление в иностранный суд предусмотрено законодательством иностранного государства, в случае, если предоставление таких документов хозяйственными судами допускается национальным законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, в компетенцию хозяйственных судов Республики Беларусь входит рассмотрение исков, где стороной по делу выступают иностранные лица. Данная возможность закреплена в международных и национальных актах.

Определяя подсудность спора, во внимание следует принимать родовую, альтернативную и исключительную подсудность.

При решении вопроса о передаче постановления суда для исполнения компетентному органу того или иного государства учитывается факт подписания соответствующего международного акта этим государством. При отсутствии международного договора, предусматривающего взаимное признание судебных решений, с государством, на территории которого решение хозяйственного суда подлежит исполнению, взыскателю выдаются исполнительные документы для самостоятельного предъявления их в компетентный орган иностранного государства.