В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании его в этом месте.
Согласно абз. 6 ст. 8.3 ПИКоАП к должностным лицам, уполномоченным осуществлять административное задержание физического лица, кроме прочих относятся сотрудники таможенных органов Республики Беларусь при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 21 ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП таможенные органы составляют протоколы об административных правонарушениях.
Виды административного задержания.
А. Административное задержание, осуществляемое на общих основаниях на срок не более трех часов с момента фактического задержания.
Цели административного задержания перечислены в ч. 2 ст. 8.2 ПИКоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП административное задержание может длиться не более трех часов с момента фактического задержания, если иное не установлено ПИКоАП.
Административное задержание физического лица на срок не более трех часов отражается в протоколе об административном правонарушении, а свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа — оформляется отдельным протоколом. Там же фиксируются и результаты личного обыска, если он производился. Следует учесть, что протокол административного задержания в обязательном порядке оформляется должностным лицом, осуществившим фактическое задержание физического лица.
В протоколе административного задержания физического лица, как установлено ст. 8.5 ПИКоАП, указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол;
- сведения о личности задержанного;
- основания (ч. 2 ст. 8.2 ПИКоАП), место и время его фактического задержания.
Протокол объявляется задержанному с разъяснением права пригласить защитника. При этом задержанный имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения он задержан. Задержанному лицу разъясняются под подпись его права и обязанности, предусмотренные ст. 4.1 ПИКоАП. В случае отказа задержанного от подписания протокола административного задержания в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 ПИКоАП по просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
Если административному задержанию подвергается иностранный гражданин (или лицо без гражданства), нарушивший законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, и для установления его личности необходим срок более семидесяти двух часов, санкционированный прокурором, то по требованию этого лица о задержании не позднее одних суток с момента задержания направляется уведомление в Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Ознакомление с правами и обязанностями, причинами задержания иностранного гражданина (лица без гражданства) производится на любом языке, которым он владеет. При этом ч. 4 ст. 8.2 ПИКоАП предусмотрено, что ознакомление должно быть произведено без промедления. Соответственно должны предприниматься меры к поиску переводчика, без участия которого невозможно проведение процессуальных действий с задержанным. Однако язык перевода необязательно должен являться родным для задержанного. Это может быть любой язык, которым он владеет в объеме, достаточном для понимания.
В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.
Перед началом задержания лицо, в деянии которого усматриваются признаки соответствующего правонарушения, должно быть предупреждено о необходимости прекратить противоправную деятельность и подчиниться требованиям должностного лица. Однако если лицо не услышало предупреждения или его проигнорировало, это не является основанием для признания задержания незаконным. После осуществления фактического задержания (остановки) лицу объясняется, что оно задержано при совершении или покушении на совершение административного правонарушения, с указанием статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и названия правонарушения. В качестве оснований для задержания фиксируются вышеприведенные цели задержания. Затем задержанному лицу разъясняются под подпись его права и обязанности в качестве лица, в отношении которого ведется административный процесс (ст. 4.1 ПИКоАП), а также устанавливается, есть ли необходимость в уведомлении защитника, совершеннолетних членов его семьи, близких родственников, нанимателя, администрации учреждения образования. В случае если задержанный является несовершеннолетним, уведомление родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется вне зависимости от наличия ходатайств. Срок уведомления указанных выше лиц — не позднее трех часов с момента заявления ходатайства или фактического задержания (для несовершеннолетних).
В отношении несовершеннолетних административное задержание осуществляется только на срок до трех часов. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.
Б. Административное задержание физического лица, которому вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрен административный арест, может применяться при осуществлении административного процесса по ст. 23.3, 23.4, 24.4, 24.6 КоАП. Срок такого административного задержания ограничивается сроком стадии подготовки дела об административном правонарушении — не позднее десяти суток с момента фактического задержания.
В. Основания для применения административного задержания на срок свыше трех часов, но не более семидесяти двух часов, предусмотрены ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП.
Административному задержанию лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсических и иных веществ, должно предшествовать судебно-медицинское освидетельствование, подтверждающее факт опьянения или воздействия иных веществ соответствующим актом. Иным образом, т.е. свидетельскими объяснениями, докладными записками должностных лиц и т.п. такое состояние доказать невозможно.
Задержание лица с признаками ярко выраженного психического расстройства возможно, если это лицо совершило административные правонарушения, подведомственные таможенным органам, и представляет угрозу для себя или окружающих, о чем делается пометка в протоколе административного задержания с указанием на то, в чем именно выражалась эта угроза. В дальнейшем это лицо под охраной направляется в медицинское учреждение, где возможно его принудительное содержание. В отношении задержанного в обязательном порядке назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
Административное задержание не допускается в отношении лиц, указанных в п. 1 — 4 ч. 6 ст. 8.2 ПИКоАП.
Данные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.
Необходимо отметить, что не подлежат административному задержанию и совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности. Круг лиц, на которых распространяется иммунитет в сфере административно-процессуальных отношений, определяется нормами международного права. К числу лиц, на которых распространяется иммунитет, относятся:
- главы иностранных государств;
- министры иностранных дел;
- руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государств;
- сотрудники дипломатических представительств и члены их семей;
- работники консульских учреждений;
- сотрудники международных организаций и представители государств в этих организациях;
- военные наблюдатели;
- лица (как граждане иностранных государств, так и белорусские граждане, проживающие в других государствах), прибывающие в Республику Беларусь в соответствии с международными договорами для оказания помощи в ликвидации последствий катастроф или стихийных бедствий либо для участия по вызову правоохранительных органов в следственных или судебных действиях.
Задержанные лица освобождаются до истечения установленного срока их задержания, если:
- отпала необходимость в их задержании;
- истек установленный срок их задержания;
- появились обстоятельства, исключающие административный процесс.