Обстоятельства: Юридическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность без наличия специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) требовалось.
Решение: Организация была подвергнута административному взысканию в виде штрафа с конфискацией дохода.
Дополнительно: Жалоба на действия должностных лиц налогового органа (по определению проверяемого периода, по внесению в протокол заведомо недостоверных сведений и др.) была отклонена.
Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 02.08.2016 (дело N 169-17/Ап/2016)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Могилева (далее — ИМНС по району г. Могилева), по части 1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении частного производственного унитарного предприятия «С» (далее — ЧПУП «С»),
Установил:
Из материалов дела следует, что ЧПУП «С» допущено осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, а именно: ЧПУП «С» в период с 05.09.2014 по 08.02.2016 в спа-салоне «С», находящемся в пользовании ЧПУП «С», расположенном по адресу: г. М., ул. К., осуществляло медицинскую деятельность, а именно: физиотерапию, в том числе инфракрасную сауну, термотерапию аппаратную в спа-капсуле, лимфодренаж, массаж, без наличия специального разрешения (лицензии).
Доход, полученный предприятием в результате вышеуказанной деятельности, определен налоговым органом в сумме 542 825 781 руб. (без учета деноминации).
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 15.07.2016.
ЧПУП «С» вину во вменяемом правонарушении не признает, считает, что отсутствует событие административного правонарушения, просит прекратить производство по делу. В обоснование своих доводов ЧПУП «С» указывает на то, что медицинскую деятельность не осуществляло, а оказывало спа-услуги. Согласно СТБ 2412 — 2015, СТБ 1266 — 2016 деятельность по оказанию спа-услуг относится к бытовым услугам и не подлежит лицензированию. Ранее на основании решения Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.09.2009 N 10.3 предприятию была выдана лицензия сроком действия по 04.09.2014. Данная лицензия включала в себя массаж и физиотерапию, была получена до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450), т. е. в период отсутствия законодательного регулирования спа-услуг. После вступления в силу Указа N 450 предприятие реализовало свое право на осуществление деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), выданных до 1 января 2011 г. до истечения срока их действия. После вступления в силу Указа N 450 предприятие оказывало как спа-услуги, так и осуществляло медицинскую деятельность. С 1 июля 2014 г. в Республике Беларусь введен такой вид услуг как спа-услуги. В августе 2014 года предприятие приняло решение не продлять лицензию на осуществление медицинской деятельности и осуществлять только немедицинские виды деятельности: услуги парикмахерских и салонов красоты; спа-услуги.
Предприятие с 25 мая 2015 г. зарегистрировано как спа-салон «С» в Реестре бытовых услуг Республики Беларусь, ИМНС по району г. Могилева было известно, что предприятие оказывает спа-услуги и является спа-салоном. Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 СТБ 2412 — 2015 спа-салон является спа-объектом, а спа-объект — стационарный объект бытового обслуживания, специально оборудованный для оказания спа-услуг. Предприятие является добросовестным субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в качестве спа-салона в соответствии с актами законодательства. Оказываемые предприятием услуги (парикмахерских и спа) являются бытовыми услугами, выполняемыми исключительно по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд. Спа-услуги не определены в качестве составляющих работ и (или) услуг такого вида деятельности как лицензируемая медицинская деятельность. Спа-услуги не определены в качестве составляющих работ и (или) услуг такого вида деятельности как лицензируемая медицинская деятельность. Перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 N 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность», не содержит такого вида работ и услуг как спа-услуги. Предприятие амбулаторное и (или) стационарное оказание медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению в период с 1 сентября 2014 г. не осуществляло. ИМНС по району г. Могилева односторонне, неполно и необъективно исследовала представленные им же доказательства, а также доказательства, представленные предприятием. Указание ИМНС по району г. Могилева на размещение от имени предприятия информации (текст, видео) об оказании спа-услуг и парикмахерских услуг в глобальной компьютерной сети Интернет на интернет-ресурсах («103.bу»; «sakura-salon. relax. by»; социальная сеть «ВКонтакте») не является обстоятельством, подтверждающим осуществление предприятием медицинской деятельности и оказание медицинской помощи. Не установлен факт размещения информации самим предприятием либо данными интернет-ресурсами самостоятельно без разрешения предприятия. Протокол составлен односторонне, неполно и необъективно и его текст противоречит материалам дела. По мнению предприятия, опрос 61 клиента спа-салона не подтверждает, что оказанные им услуги являлись медицинскими услугами, а также что и остальные указанные в файлах лица также были клиентами спа-салона. В объяснениях, собранных ИМНС по району г. Могилева, клиенты спа-салона указали, что назначения врача на осуществление медицинских процедур не выдавалось; какие болезни лечили опрошенные лица, не установлено; большинство опрошенных лиц подтверждают, что им подарили сертификаты, которые они затем самостоятельно использовали на необходимые им бытовые услуги; ни один из опрошенных не подтвердил, что в спа-салоне «С» ему были оказаны следующие медицинские услуги — термотерапия аппаратная в спа-капсуле, светолечение, физиотерапия, медицинский массаж в лечебных целях.
ЧПУП «С» считает, что ИМНС по району г. Могилева в материалы дела не представлено доказательств оказания предприятием медицинской помощи, а также доказательств оказания медицинских услуг, осуществляемых в лечебных целях и при оказании медицинской помощи (в том числе медицинского массажа, осуществляемого в лечебных целях).
ЧПУП «С» подана жалоба на действия органа, ведущего административный процесс. Предприятие просит признать незаконными действия должностных лиц ИМНС по району г. Могилева по определению проверяемого периода с 05.09.2014 по 08.02.2016; признать незаконными действия должностных лиц ИМНС по району г. Могилева по внесению в протокол заведомо недостоверных сведений о правовых нормах постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 N 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность»; признать незаконными действия органа, ведущего административный процесс по внесению в дополнения от 06.05.2016 к акту внеплановой тематической оперативной проверки ЧПУП «С» от 10.02.2016 и в протокол об административном правонарушении от 15.07.2016 сведений о внесении в файл «Подарочные сертификаты» за датой 08.02.2016 записи на сумму 400 000 руб.
В обоснование жалобы ЧПУП «С» ссылается на то, что 6 мая 2016 г. должностными лицами ИМНС по району г. Могилева были составлены дополнения от 06.05.2016 к акту внеплановой тематической оперативной проверки ЧПУП «С» от 10.02.2016. Данными изменениями в акт проверки предприятия от 10.02.2016 должностные лица ИМНС по району г. Могилева определили проверяемый период: с 05.09.2014 по 08.02.2016. ЧПУП «С» указывает на то, что 20 января 2015 г. на предприятии ИМНС по району г. Могилева уже проводилась внеплановая тематическая оперативная проверка. Проверка предприятия в 2015 и 2016 годах проводилась должностными лицами ИМНС по району г. Могилева по вопросам, предусмотренным пунктом 84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Поскольку в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период не допускается, в связи с чем действия должностных лица ИМНС по району г. Могилева по проверке предприятия в 2016 году за период с 05.09.2014 по 08.02.2016 являются незаконными и прямо нарушают запрет, установленный пунктом 12 Указа N 510, определение проверяемого периода с 05.09.2014 по 08.02.2016 в дополнениях к акту проверки также является незаконным и противоречащим Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) и нормам Указа N 510.
ЧПУП «С» также считает, что в абзаце 2 листа 1 протокол от 15 июля 2016 г. противоречит тексту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 N 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность», т. к. в данном нормативном правовом акте даже не встречаются слова «лимфодренаж, инфракрасная сауна», а указанные ИМНС по району г. Могилева услуги «инфракрасная сауна», «термотерапия аппаратная в спа-капсуле», «лимфодренаж», «массаж» не относятся к физиотерапии и косметологии.
Кроме того, ЧПУП «С» указывает на то, что налоговым органом в дополнение к акту проверки и в протокол внесены недостоверные сведения о приобретенном проверяющими при контрольной закупке сертификате.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом N 450, указанным Положением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляемому в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций согласно приложению 1.
К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба указанным в части первой настоящего пункта интересам и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование — комплекс реализуемых государством мер, в том числе контроля за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирующие органы — республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с настоящим Положением осуществлять лицензирование.
Согласно пункту 319 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом N 450, лицензирование медицинской деятельности осуществляется Министерством здравоохранения.
Таким образом, Министерство здравоохранения является органом, уполномоченным осуществлять комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
В пределах своей компетенции в ответ на запрос Министерства по налогом и сборам Республики Беларусь подготовлено письмо от 17.03.2016 N 7-14/760, согласно которому массаж (ручной, за исключением косметического массажа лица, шеи и области декольте), независимо от его разновидности, а также физиотерапия и косметология являются работами и услугами, для осуществления которых необходима лицензия на медицинскую деятельность. Кроме того, к работам и услугам по физиотерапии и косметологии лицензирующим органом отнесены лимфодренаж, мезотерапия, спа-капсула, инфракрасная сауна.
Как поясняли опрошенные налоговым органом посетители спа-салона «С» (61 человек), они получали услуги по массажу и спа-капсулы.
Нормы Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом N 450 и обладающего высшей юридической силой, не содержат разграничений по видам массажа.
Не принимаются во внимание доводы ЧПУП «С» о том, что предприятие не оказывало медицинских услуг, поскольку посетители спа-салона «С» не получали назначения врачей на определенные процедуры, являлись здоровыми, и целью их посещения был отдых, а не получение медицинских услуг.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний.
Медицинская деятельность — деятельность по организации и оказанию медицинской помощи, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведению медицинской экспертизы, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками.
Медицинская профилактика — основанный на личной заинтересованности пациента комплекс медицинских услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний, выявление причин и условий, способствующих их возникновению и распространению.
Таким образом, медицинские услуги направлены не только на диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, а и на сохранение, укрепление здоровья, в том числе и на профилактику.
Внесение предприятия в Реестре бытовых услуг Республики Беларусь также не исключает возможность оказания указанным салоном медицинских услуг, подлежащих лицензированию, и не опровергает выводы налоговой инспекции о фактическом оказании таких услуг.
Акты о консервации основных средств от 01.09.2014 и 01.09.2015 не являются доказательством, подтверждающим отсутствие факта оказания ЧПУП «С» медицинских услуг. Согласно указанным актам запрещалось посещение помещений, где осуществляется хранение законсервированных основных средств (ванна-капсула для гидромассажа, солярий, кабина инфракрасная, спа-капсула). Вместе с тем в помещениях, где осуществлялось хранение законсервированных основных средств, в ноябре 2015 года производилась съемка фильма с посещением вышеуказанных комнат и законсервированных основных средств, которые используются для проведения различных процедур.
Согласно информации, полученной налоговым органом от ЧПУП «Э», данной организацией проводились различные работы по ремонту и обслуживанию ванны-капсулы для гидромассажа Harmony Pro. Так, 25.02.2015 была произведена замена LED-лампы и ремонт системы питания ламп подсветки согласно акту выполнения работ по сервисному обслуживанию от 25.02.2015, о чем учинена запись в электронном документе «Все записи клиентов» «9.00 — 18.00 ремонт капсулы!».
Также РУП «М» 18.03.2015 на основании договора проводилась проверка технического состояния оборудования (ванны бальнеологической, кушетки, спа-капсулы).
Налоговым органом дана правильная оценка всем собранным по делу доказательствам и полученной информации. Из совокупности всех доказательств (информации из электронных документов «Все записи клиентов» и «Подарочные сертификаты», опросов клиентов, объяснений главного бухгалтера и администраторов салона, информации, размещенной в сети Интернет, смс-сообщения клиентам салона, факта ремонта оборудования, используемого для оказания медицинских услуг, факта внесения сертификата на спа-курорт, приобретенного при проведении контрольной закупки в электронный документ «Подарочные сертификаты», отраженного в изъятых электронных документах «Все записи клиентов» и «Подарочные сертификаты») следует, что ЧПУП «С» в период с 05.09.2014 по 08.02.2016 осуществляло медицинскую деятельность в нарушение пункта 3 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом N 450, и подпунктов 26.1.18, 26.1.45 пункта 26 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом N 450, без получения специального разрешения (лицензии).
Вместе с тем суд пришел к выводу, что ИМНС по району г. Могилева не представлено доказательств получения ЧПУП «С» дохода в сумме 542 825 781 руб. Факт посещения спа-салона «С» всеми клиентами, указанными в электронном файле, ничем не подтвержден, в связи с чем суд, исходя из совокупности представленных доказательств (опросы 61 клиента, подтвердивших факт посещения салона и получения услуг по массажу, спа-капсулы, а также электронных файлов), пришел к выводу о доказанности получения дохода в сумме 32 681 142 руб. (без учета деноминации).
Ответственность за нарушение требований законодательства по лицензированию установлена частью 1 статьи 12.7 КоАП. Согласно части 1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, —
Влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.
Факт нарушения ЧПУП «С» законодательства о предпринимательской деятельности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.07.2016, актом внеплановой тематической оперативной проверки от 10.02.2016; дополнениями к акту внеплановой тематической оперативной проверки от 06.05.2016; актом контрольной закупки товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг от 08.02.2016; уведомлением об использовании при проведении проверки технических средств от 08.02.2016; таблицей фотоснимков, требованиями должностного лица налогового органа от 08.02.2016 с приложением 1; объяснениями 61 клиента; постановлением об изъятии документов от 08.02.2016; актом изъятия документов от 08.02.2016; видеофильмами и электронными файлами «Все записи клиентов» и «Подарочные сертификаты» (диск с записями); распечатками страниц сайтов сети Интернет с информацией о деятельности спа-салона «С»; объяснением М. от 05.03.2016; объяснением Д. от 28.06.2016; объяснением Е. от 01.06.2016; объяснением Г. от 24.06.2016; специальным разрешением (лицензией), зарегистрированным в реестре лицензий, материалами дела в совокупности.
Таким образом, по делу собрано достаточно доказательств для признания ЧПУП «С» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП.
При определении меры административного взыскания судом учтены изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения.
Смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
С учетом изложенного следует наложить на ЧПУП «С» административное взыскание в виде штрафа в размере 200 базовых величин, что составляет 4200 руб. с конфискацией дохода в сумме 3268,11 руб.
Применение дополнительного взыскания в виде конфискации полученного дохода обусловлено прежде всего характером совершенного административного правонарушения, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности является мерой защиты государством здоровья населения.
Доводы жалобы на действия органа, ведущего административный процесс, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 12 Указа N 510 (ред. от 31.05.2016) проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Национальным банком, дополнительных и встречных проверок, проверок в части соблюдения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.
Из материалов дела не усматривается, что 20 января 2015 г. налоговым органом проводилась проверка на предмет наличия в хозяйственной деятельности ЧПУП «С» лицензируемых видов деятельности и получение на них специального разрешения (лицензии), т. е. проведение проверки контролирующим (надзорным) органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период.
Сам факт проведения на предприятии ИМНС по району г. Могилева внеплановой тематической оперативной проверки не подтверждает доводы жалобы о том, действия должностных лица ИМНС по району г. Могилева по проверке предприятия в 2016 году за период с 05.09.2014 по 08.02.2016 являются незаконными и нарушают запрет, установленный пунктом 12 Указа N 510, а определение проверяемого периода с 05.09.2014 по 08.02.2016 является незаконным и противоречащим ПИКоАП и нормам Указа N 510.
Другие доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Приобретенный в ходе контрольной закупки сертификат был занесен в файл «Подарочные сертификаты» под N 11754, что является номером записи в файле. Номер самого сертификата 13234 от 08.02.2016.
Что касается противоречия абзаца 2 листа 1 протокола от 15 июля 2016 г. тексту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 N 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность», то разъяснения по отнесению таких процедур, как лимфодренаж, мезотерапия, спа-капсула, инфракрасная сауна к работам и услугам по физиотерапии и косметологии даны органом, в компетенцию которого входит выдача лицензий на осуществление медицинской деятельности.
Руководствуясь частью 1 статьи 12.7 КоАП, статьями 11.9 — 11.12 ПИКоАП,
Постановил:
Жалобу ЧПУП «С» на действия органа, ведущего административный процесс, отклонить.
Наложить административное взыскание на ЧПУП «С» в виде штрафа в размере 200 базовых величин, что составляет 4200 руб. с конфискацией дохода в сумме 3268,11 руб.
Штраф и сумма дохода должны быть уплачены в местный бюджет в срок не позднее пятнадцати дней после вступления постановления в законную силу.
Платежные документы (оригинал) об уплате штрафа и суммы дохода необходимо представить в экономический суд.
Постановление может быть обжаловано лицом, привлекаемым к административной ответственности, в течение десяти суток в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.
По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено, либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.