Постановление экономического суда о наложении административного взыскания за незаконную предпринимательскую деятельность (реализацию продукции). ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП РБ

Обстоятельства: Физическое лицо осуществляло незаконную предпринимательскую деятельность (реализацию продукции) без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение: Физическое лицо было подвергнуто административному взысканию в виде штрафа с конфискацией дохода.

Название документа: Постановление экономического суда Могилевской области от 16.12.2016 (дело N 257-4/Ап/2016) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда Могилевской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее от отдела внутренних дел райисполкома, по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении К. (1959 г. р.; проживает по адресу: г. Б., ул. В.), с участием лица, в отношении которого ведется административный процесс, — К.,

Установил:

В октябре 2016 года К. осуществлена реализация райпо лука репчатого в количестве 20 398 кг на сумму 7139,30 руб.

Из материалов дела усматривается, что приемка лука репчатого осуществлена заготовителем райпо А. Из объяснений А. от 13.10.2016 следует, что 11.10.2016 ему позвонила товаровед райпо Л. и сообщила о необходимости оформления приемки лука репчатого, который уже был доставлен в райзаг; поскольку ветеринарно-санитарные документы на лук отсутствовали, он отказался оформлять приемку лука; 12.10.2016 около 15 часов ему позвонила Л. и сообщила, что необходимые документы на лук имеются. 12.10.2016 А. подписал приемную квитанцию и товарно-транспортную накладную на поступление лука репчатого на овощной склад райпо. Расчет с лицом, осуществившим реализацию лука райпо, А. 12.10.2016 не произвел, так как ему на мобильный телефон поступил звонок от владельца лука, который сообщил, что за деньгами приедет позже, однако до настоящего времени деньги за лук ему не переданы.

Из объяснений Ч. от 17.10.2016 следует, что примерно в сентябре 2016 года к нему обратился его знакомый К., проживающий в г. Б., с просьбой найти место сбыта лука; после этого разговора Ч. поехал в райпо, договорился с заместителем председателя В. о сдаче лука; 10.10.2016 к Ч. обратился К. с просьбой оказать содействие в сбыте лука, в этот же день лук был доставлен на плодоовощной склад райпо, однако заготовитель отказался оформить приемку лука из-за отсутствия необходимых документов на товар; 12.10.2016 Ч. приехал в райпо, встретился с заготовителем, передал заготовителю паспорт и ксерокопии паспорта З., на имя которого первоначально планировалось оформить документы о сдаче-приемке лука.

Из объяснений К. от 17.10.2016 следует, что у него были финансовые затруднения и в связи с этим он обратился к своему знакомому П., проживающему в Республике Азербайджан, с просьбой одолжить денег; П. сказал, что наличных денежных средств у него нет, и предложил взять на реализацию лук в количестве 21 700 кг, а деньги от его реализации взять в долг; К. договорился с водителем (фамилию, имя водителя не знает) о доставке лука в место реализации, обратился к своему знакомому Ч. с просьбой об оказании содействия в реализации лука, который сообщил, что сдаст лук райпо; по какой причине Ч. оформил сдачу лука от имени З., он не знает.

В ходе опроса 11.11.2016 К. пояснил, что денежные средства ему нужны были для оказания помощи тяжелобольному внуку, находящемуся под постоянным наблюдением врачей в больнице в н. п. Боровляны.

По факту реализации К. лука репчатого райпо отделом внутренних дел райисполкома проведена проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2016. Согласно протоколу К. вменяется осуществление незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Доход от незаконной предпринимательской деятельности установлен в размере 7139,30 руб. Денежные средства в сумме 7139,30 руб., предназначенные для расчета с К. за реализованный им лук, в ходе проверки были арестованы и изъяты правоохранительным органом на основании постановления от 13.10.2016 и акта описи от 13.10.2016.

В судебном заседании К. вину в совершении административного правонарушения не признал, просил возвратить ему деньги за реализованный райпо лук, подтвердил первоначально данные им в ходе проверки объяснения о том, что лук сам не выращивает, взял товар у знакомого по имени П., жителя Азербайджана, для реализации с целью получения денежных средств в долг; деньги нужны для оказания помощи больному внуку. К. полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку при сдаче сельскохозяйственной продукции райпо обязано удержать подоходный налог.

Доводы лица, в отношении которого ведется административный процесс, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 22 ГК). Порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями).

Согласно части четвертой пункта 1 статьи 1 ГК к предпринимательской деятельности не относится реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах продукции, указанной в абзаце третьем части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), при наличии документов, предусмотренных частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 НК.

Абзацем третьим части первой пункта 1-1 статьи 294 НК предусмотрено, что не является объектом налогообложения единым налогом розничная торговля (реализация) овощами и фруктами (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукцией растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), молочными и кисломолочными продуктами (в том числе в переработанном виде), продукцией пчеловодства, иной продукцией животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде, — для плательщиков — физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей.

Из содержания части второй пункта 1-1 статьи 294 НК следует, что основанием для непризнания объектом налогообложения единым налогом реализации продукции, указанной в части первой настоящего пункта, является представление плательщиком справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику и (или) указанным лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.

Таким образом, к предпринимательской деятельности не относится реализация физическим лицом сельскохозяйственной продукции, произведенной им на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства и иных указанных выше целей.

К. производством лука репчатого не занимался, он приобрел его у гражданина Республики Азербайджан для реализации на территории Республики Беларусь с целью получения дохода. При этом для правовой квалификации деяний К. не имеет значения, на какие цели он собирался использовать полученный от реализации товара доход.

О направленности действий К. на систематическое получение дохода от продажи товаров свидетельствует количество предложенного к реализации товара — 20,3 т.

Оценив представленные правоохранительным органом материалы в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что по делу собрано достаточно доказательств для признания К. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.

Факт нарушения законодательства о предпринимательской деятельности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 30.11.2016, материалами проведенной РОВД проверки по факту реализации К. лука репчатого райпо, объяснениями Ч., заготовителя А., а также лица, в отношении которого ведется административный процесс.

В силу части 1-1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Смягчающих либо отягчающих административную ответственность обстоятельств по данному делу не установлено.

С учетом изложенного следует подвергнуть К. административному взысканию в виде штрафа в размере 15 базовых величин, что составляет 315 руб., с конфискацией дохода в размере стоимости реализованного товара в сумме 7139,30 руб.

Применение дополнительного взыскания в виде конфискации дохода от реализации товара обусловлено, прежде всего, характером совершенного административного правонарушения — К. осуществил реализацию значительной партии товара без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть занимался незаконной предпринимательской деятельностью.

Руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

Постановил:

Наложить административное взыскание по части 1-1 статьи 12.7 КоАП на К. в виде штрафа в размере 15 базовых величин, что составляет 315 руб., с конфискацией дохода в размере 7139 руб. 30 коп.

Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вступления постановления в законную силу в местный бюджет. Платежный документ (оригинал) необходимо представить в экономический суд Могилевской области.

Постановление в части конфискации дохода в размере 7139 руб. 30 коп. подлежит исполнению РОВД за счет денежных средств, арестованных и изъятых по постановлению от 13.10.2016 и акту описи от 13.10.2016.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток лицом, привлекаемым к административной ответственности, в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо не представлено в суд сообщение об исполнении постановления, постановление подлежит принудительному исполнению.