Статья 34. Прокурор
Комментарий к статье 34
1. Прокуратура Республики Беларусь (далее — прокуратура) представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов. Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены в статье 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре).
2. Исходя из п. 32 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) в уголовно-процессуальном смысле под прокурором следует понимать действующего в пределах своей компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, начальников управлений (отделов) и их заместителей, прокуроров управлений и отделов. Аналогичное определение содержит ст. 3 Закона о прокуратуре.
3. В пунктах 1, 4, 5 и 6 комментируемой статьи перечислены и раскрыты основные направления деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве, а именно:
- осуществление уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;
- поддержание государственного обвинения в суде;
- осуществление надзора за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания.
Помимо обозначенных закон возлагает на прокуроров в сфере уголовного судопроизводства осуществление и иных функций, в частности осуществление координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 12 Закона о прокуратуре), а также осуществление международного сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями (ст. 15 Закона о прокуратуре), что реализуется в виде конкретных полномочий прокурора.
4. Прокурорский надзор является основной функцией (направлением деятельности) органов прокуратуры, которая состоит в осуществляемой от имени государства деятельности специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению соблюдения требований действующих на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов путем принятия мер к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений указанных требований, а также причин этих нарушений и условий, им способствующих, восстановлению нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц, привлечению виновных к установленной законом ответственности.
Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания (далее — надзор на стадии досудебного производства) является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры, что определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений существенным образом затрагивает права и законные интересы участников уголовного судопроизводства и зачастую связана с ограничением конституционных прав и свобод граждан.
Обеспечение соблюдения прав и свобод личности в условиях ее причастности к производству по уголовному делу является одной из приоритетных задач в деятельности органов прокуратуры, поскольку нарушения таких прав и свобод влекут за собой тяжелейшие, иногда непоправимые последствия для граждан, способны причинить невосполнимый вред как участникам уголовного процесса, так и авторитету государственной власти в целом.
Вместе с тем при осуществлении надзора за исполнением закона на досудебных стадиях органами прокуратуры должна быть обеспечена также защита интересов общества и государства в части реализации уголовно-правового принципа неотвратимости ответственности, с тем чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности.
5. Смешанная модель уголовного процесса, при которой обвинение формируется в ходе досудебного производства органами уголовного преследования, а затем поддерживается государственным обвинителем — прокурором в судебном заседании, обуславливает необходимость активной роли прокурора в досудебном производстве. Уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора обязанность по осуществлению постоянного надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, незамедлительному принятию мер прокурорского реагирования при выявлении допущенных нарушений.
6. В ходе осуществления надзора на стадии досудебного производства прокурор выступает гарантом реализации назначения уголовного судопроизводства, законности и установленного порядка приема, рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях, а также расследования преступлений, соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса, обеспечивает единообразное понимание и неукоснительное следование предписаниям уголовно-процессуального закона.
7. Предметом надзора за исполнением закона на стадии досудебного производства является соответствие УПК правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц (ст. 30 Закона о прокуратуре).
8. Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности, используя при этом спектр полномочий, который прямо предусмотрен уголовно-процессуальным законодательством.
9. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что объемы полномочий прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органа дознания и органа предварительного следствия имеют существенные различия.
Так, по отношению к органу дознания прокурор наделен как сугубо надзорными полномочиями (например, санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; санкционировать проведение ряда следственных и процессуальных действий; отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и лица, проводящего дознание), так и полномочиями, позволяющими в значительной мере воздействовать на процесс расследования (например, давать органу дознания и лицу, проводящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, применении мер по обеспечению безопасности).
Часть 4 комментируемой статьи содержит прямое указание на осуществление прокурором процессуального руководства и надзора за деятельностью нижестоящего прокурора, производящего предварительное следствие.
Наделение прокурора полномочиями по осуществлению процессуального руководства означает в том числе наличие у него широких возможностей влиять на организацию, тактику и методику предварительного расследования.
9.1. В то же время объем полномочий, которые предоставлены УПК прокурору при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органа предварительного следствия (следователя), ограничен преимущественно надзорными полномочиями (за исключением права продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении, срок предварительного расследования, которое рядом авторов трактуется как относимое к руководству расследованием).
Таким образом, в данном случае пределы прокурорского надзора ограничены проверкой законности процессуальной деятельности органа предварительного следствия (следователя). Вопросы организации, тактики и методики предварительного следствия в предмет прокурорского надзора не входят.
10. Действующее законодательство не содержит конкретного перечня вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора на стадии досудебного производства.
Представляется, что закрепление такого перечня вряд ли возможно и целесообразно в силу широкого спектра направлений деятельности прокурора в рамках данной отрасли надзора, однако с определенной долей условности можно выделить следующие группы таких вопросов:
- исполнение закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, законность принятых решений о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовных дел;
- законность решений о привлечении лица в качестве подозреваемого, обвиняемого, соблюдение закона при уведомлении лица о подозрении в совершении преступления, предъявлении обвинения;
- законность применения мер процессуального принуждения;
- соблюдение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в том числе лиц, потерпевших от преступления;
- исполнение закона при продлении и исчислении сроков дознания и предварительного следствия;
- исполнение закона при производстве следственных и иных процессуальных действий;
- законность и обоснованность решений, принимаемых органом уголовного преследования, о приостановлении и прекращении предварительного расследования, об окончании предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.
11. При осуществлении надзора на стадии досудебного производства прокурор наделен правом использовать такие меры прокурорского реагирования, как вынесение постановления с учетом требований п. 2 ст. 40 Закона о прокуратуре (ч. 4 ст. 34, п. 5 ч. 5 ст. 34 УПК), а также вынесение требования начальнику следственного подразделения об устранении нарушений законодательства, допущенных следователем в ходе предварительного следствия (п. 11 ч. 5 ст. 34 УПК).
В контексте п. 24 ст. 6 УПК под постановлением понимается решение, вынесенное прокурором при производстве по материалам или уголовному делу.
Требование прокурора как форма прокурорского реагирования является новой категорией в отечественном уголовном процессе и представляет собой обязательное к рассмотрению письменное требование начальнику следственного подразделения, начальнику органа дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия (п. 46-1 ст. 6 УПК). В то же время в уголовно-процессуальном законе отсутствует регламентация сроков рассмотрения требования прокурора начальником следственного подразделения, а также порядка обжалования.
12. Надзорная деятельность прокурора носит инициативный характер, независимый от наличия сведений о допущенных нарушениях.
В ряде случаев уголовно-процессуальный закон возлагает на орган дознания, следователя обязанность по направлению прокурору копий принятых процессуальных решений (например, постановления о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела (ч. 2 ст. 175 и ч. 2 ст. 178 УПК), постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования (ч. 4 ст. 251 УПК)). Поступление копий указанных процессуальных документов является основанием для проверки законности и обоснованности принятых процессуальных решений.
13. Надзорная деятельность прокурора по отношению к органу предварительного следствия носит преимущественно характер последующей проверки законности принятых процессуальных решений и совершенных процессуальных действий, тогда как по отношению к органу дознания и нижестоящему прокурору, производящему предварительное следствие, эта деятельность может иметь и превентивную направленность.
14. Традиционно в научной литературе выделяются три общие группы надзорных полномочий прокурора: полномочия по выявлению нарушений закона; полномочия по устранению нарушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.
Полномочия, которыми наделен прокурор на стадии досудебного производства уголовного процесса, также возможно разделить на 3 группы.
14.1. Так, среди полномочий, позволяющих прокурору выявлять нарушения закона, можно отметить следующие:
письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы (п. 1 ч. 5 комментируемой статьи);
разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда (п. 10 ч. 5 комментируемой статьи).
Весьма эффективным средством выявления нарушений закона является предусмотренная УПК обязанность следователей и органов дознания сообщать прокурору о наиболее важных процессуальных решениях, принятых при производстве по делу, и направлять ему копии соответствующих постановлений и корреспондирующее этой обязанности право прокурора требовать предоставления ему соответствующей информации.
14.2. Полномочиями по предупреждению нарушений закона прокурор наделен в настоящее время преимущественно по отношению к органу дознания, лицу, производящему дознание, и нижестоящему прокурору, производящему предварительное следствие. В числе таких полномочий — право давать обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности. Соответствующими процессуальными полномочиями по отношению к следователям наделены начальники соответствующих следственных подразделений.
14.3. Полномочия по устранению нарушений закона:
- отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания (п. 5 ч. 5 комментируемой статьи);
- выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия (п. 11 ч. 5 комментируемой статьи);
- возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий (п. 15 ч. 5 комментируемой статьи);
- направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления (п. 16 ч. 5 комментируемой статьи);
- принимать решение об отстранении нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия и др.
15. Решения и действия прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
16. Для реализации полномочий по осуществлению уголовного преследования прокурор наделен правом возбуждать уголовное дело (отказывать в возбуждении), принимать уголовное дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч. 4 комментируемой статьи).
Кроме того, прокурор вправе лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.
17. В целях реализации полномочий по поддержанию государственного обвинения в суде прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, используя при этом совокупность правовых средств, предоставленных ч. 6 комментируемой статьи.
В частности, государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия.
Статья 35. Начальник следственного подразделения
Комментарий к статье 35
1. Согласно положениям Указа Президента Республики Беларусь от 12.09.2011 N 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь» (далее — Указ N 409) в республике произошло образование по сути нового звена в структуре правоохранительных органов путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Тем самым во многом нашли свое воплощение идеи организационно-правового отделения предварительного следствия от прокурорского надзора, а также от осуществления оперативно-розыскной деятельности, которые были четко закреплены в Концепции судебно-правовой реформы, утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 N 1611-XII.
Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляется следственными подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь, а также следственными подразделениями органов государственной безопасности, которые в силу п. 21 ст. 6 УПК наделены правовым статусом органа предварительного следствия.
1.1. Исходя из дефиниции, приведенной в п. 15 ст. 6 УПК, статусом начальника следственного подразделения обладают: Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения, а также иного подразделения органа предварительного следствия, в ведении которого находятся вопросы предварительного следствия, и заместители указанных должностных лиц.
2. Следует отметить весьма значительное изменение процессуального положения начальника следственного подразделения в связи с вступлением в силу 01.01.2012 Закона Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» (далее — Закон N 325-З), которым были внесены корректировки в УПК (в том числе в комментируемую статью).
Так, от прокурора к начальнику следственного подразделения были переданы полномочия по осуществлению процессуального руководства расследованием. Рассматриваемому субъекту отныне также предписано осуществлять контроль не только за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, но и за их законностью.
В разрезе указанных направлений деятельности начальник следственного подразделения получил ряд дополнительных полномочий, которыми ранее уголовно-процессуальный закон наделял прокурора. Среди них право лично рассматривать заявление или сообщение о преступлении и принимать по нему решения в соответствии со ст. 174 УПК; проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя; возбуждать уголовные дела; передавать уголовное дело от одного следователя другому (из одного следственного подразделения в другое); давать указание следователю о применении меры пресечения; направлять (возвращать) органу дознания для проведения проверки заявление или сообщение о преступлении, не содержащее достаточных данных, указывающих на признаки преступления; разрешать отводы и самоотводы, а также жалобы на решения и действия следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения; продлевать срок предварительного следствия, а также ускоренного производства; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания последнего.
Таким образом, следует констатировать значительное усиление процессуальных позиций начальника следственного подразделения в уголовном процессе путем наделения его важными процессуальными полномочиями, которые можно в целом охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме процессуального руководства предварительным следствием.
3. Полномочия уголовно-процессуального характера начальнику следственного подразделения предоставлены в целях осуществления руководства расследованием, а также контроля за законностью и своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. При этом для использования того или иного полномочия достаточно решения самого начальника следственного подразделения.
4. Исходя из содержания комментируемой статьи начальник следственного подразделения вправе давать указания следователю по материалам проверки, о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер пресечения, а также о применении мер по обеспечению безопасности.
Указания начальника следственного подразделения даются в письменной форме и обязательны к исполнению (ч. 4 ст. 35 УПК).
Устные указания начальника следственного подразделения следователю согласно буквальному толкованию закона не имеют для последнего обязательной силы.
4.1. Правило об обязательности исполнения письменных указаний начальника следственного подразделения в определенной мере ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, поскольку даже их обжалование вышестоящему начальнику, как правило, не приостанавливает исполнение таких указаний.
В то же время при несогласии с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе приостановить исполнение этих указаний и обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения (ч. 4 ст. 36 УПК). При этом свои возражения следователь излагает в письменном виде и передает вышестоящему начальнику следственного подразделения вместе с материалами уголовного дела.
5. Право поручать производство предварительного следствия означает, что начальник следственного подразделения может обязать следователя:
- возбудить уголовное дело и приступить к производству предварительного следствия;
- принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное дело (в связи, к примеру, с уходом последнего в отпуск) и приступить к предварительному следствию;
- приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому органом дознания в соответствии со ст. 186 УПК производятся неотложные следственные действия.
6. Передача уголовного дела от одного следователя к другому, которая предусмотрена п. 5 ч. 2 комментируемой статьи, в первую очередь должна рассматриваться как распорядительное полномочие начальника следственного подразделения, используемое им в случаях, если следователь по объективным причинам не может продолжить расследование (например, в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам).
Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.
7. Поручение производства предварительного следствия нескольким следователям (п. 8 ч. 2 комментируемой статьи) означает одновременно и принятие начальником следственного подразделения процессуального решения о создании следственной группы.
8. В случае если начальник следственного подразделения принимает дело к своему производству, он вправе пользоваться всеми полномочиями, которые УПК предоставлены следователю. При этом начальник следственного подразделения несет полную ответственность за результаты расследования.
9. К числу полномочий начальника следственного подразделения относится также право продления ряда процессуальных сроков.
Так, согласно ст. 173 УПК в случае невозможности принятия решения по заявлению или сообщению о преступлении в 10-дневный срок этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения до одного месяца, а в необходимых случаях вышестоящим начальником следственного подразделения — до трех месяцев.
В соответствии со ст. 190 УПК общий срок производства предварительного следствия (который составляет два месяца со дня возбуждения уголовного дела) также может быть продлен начальником следственного подразделения до трех месяцев, начальником вышестоящего следственного подразделения — до шести месяцев.
10. Председателю Следственного комитета Республики Беларусь (лицу, исполняющему его обязанности) в ходе производства предварительного следствия по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о некоторых иных преступлениях предоставлено право вынесения мотивированного постановления о применении меры пресечения и производстве ряда процессуальных действий, которое не требует санкционирования прокурором.
В случае вынесения такого постановления его копия в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности (ч. 5 комментируемой статьи).
В то же время не допускается применение меры пресечения или производство процессуальных действий на основании указанного постановления в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь (лица, исполняющего его обязанности) в даче санкции на их применение (производство).
Статья 36. Следователь
Комментарий к статье 36
1. Согласно положениям Указа N 409 в республике произошло образование по сути нового звена в структуре правоохранительных органов путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляется следственными подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь, а также следственными подразделениями органов государственной безопасности, которые в силу п. 21 ст. 6 УПК наделены правовым статусом органа предварительного следствия.
1.1. Предварительное следствие по уголовным делам уголовно-процессуальным законом уполномочены производить должностные лица (следователи) Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности (ч. 1 комментируемой статьи, ст. 180 УПК).
Статьей 181 УПК установлено правило об обязательности производства предварительного следствия по всем уголовным делам. Исключение составляют лишь дела частного обвинения (о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 2 ст. 26 УПК) и только при условии, что преступление (общественно опасное деяние) не совершено несовершеннолетним, невменяемым или лицом, заболевшим психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления (в указанных случаях также должно быть произведено предварительное следствие).
2. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей Следственного комитета Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (подследственность), различен и определяется по правилам ст. 182 УПК.
В то же время нахождение следователей в составе различных правоохранительных органов не влияет на их процессуальный статус: объем процессуальных прав и обязанностей у них идентичен и не зависит ни от ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности, объема работы.
Закон лишь разграничивает процессуальную компетенцию следователей по подследственности в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления.
3. Предназначение следователя в уголовном процессе как представителя функции уголовного преследования заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные УПК действия и принимает решения.
4. Закон относит следователя к должностным лицам, осуществляющим уголовное преследование. Следует отметить, что данное обстоятельство никоим образом не подразумевает наличие обвинительного уклона в деятельности следователя.
Напротив, исходя из положений УПК следователь при производстве предварительного следствия обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого (ст. 18 УПК), а также принять меры по реабилитации невиновного (ч. 1 ст. 27 УПК). Иными словами, на следователя возлагается обязанность принять все меры для установления обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью (то есть для установления истины).
Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного правоохранительного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, обеспечивать возможность осуществления этих прав.
5. Следователь как должностное лицо органа предварительного следствия приобретает уголовно-процессуальный статус с момента, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные с: 1) возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением письменного поручения следователя, расследующего уголовное дело в другой местности.
Приняв дело к своему производству, следователь становится субъектом, вступающим в ходе предварительного следствия в правоотношения с другими государственными органами и должностными лицами (начальником следственного подразделения, прокурором, судом, органами дознания, другими следователями), а также с иными субъектами, имеющими собственный интерес в уголовном судопроизводстве (потерпевшими, обвиняемыми, подозреваемыми, их защитниками и законными представителями). Кроме того, он вступает в отношения с другими лицами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства в связи с расследованием совершенного преступления (заявителями, свидетелями, экспертами, специалистами, понятыми и др.).
6. Исходя из ч. 3 комментируемой статьи все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение, то есть является процессуально самостоятельной фигурой.
Так, следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие, разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.
В то же время, подчеркивая самостоятельность следователя в принятии решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, УПК ограничил ее (самостоятельность) случаями, когда требуется получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица.
Наделение следователя процессуальной самостоятельностью в решении ряда вопросов проведения расследования является необходимым условием выполнения возлагаемых на него обязанностей.
7. В числе норм закона, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, следует обратить внимание также на ч. 4 комментируемой статьи, в которой регламентированы случаи, когда следователь не согласен с указаниями прокурора или начальника следственного подразделения по уголовному делу.
Так, в случае несогласия следователя с письменными указаниями прокурора о производстве дополнительно предварительного расследования, а также о предъявлении нового обвинения (в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения) либо о составлении нового постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд следователь вправе приостановить исполнение указаний прокурора и представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора либо направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю.
Аналогичный правовой алгоритм применяется и во взаимоотношениях следователя с начальником следственного подразделения. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе приостановить исполнение этих указаний и обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. Вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.
8. Следует также отметить значительные изменения, которые произошли во взаимоотношениях следователя с надзирающим прокурором и начальником следственного подразделения в связи с вступлением в силу Закона N 325-З.
Прокурору были значительно сокращены возможности оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного уголовного дела, а руководителю следственного органа — в значительной мере расширены (см. комментарии к ст. 34 и 35 УПК).
С учетом того что кроме уголовно-процессуальных полномочий руководитель следственного подразделения обладает еще и эффективной дисциплинарной властью по отношению к подчиненному следователю, указанные новшества в значительной мере оказали влияние на процессуальную самостоятельность следователя.
9. Органам дознания следователь по расследуемому им уголовному делу (рассматриваемому заявлению или сообщению о преступлении) вправе давать поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий, а также требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий.
Такие поручения даются следователем в письменной форме, являются для органов дознания обязательными и подлежат выполнению в срок не позднее десяти суток, если иной срок не согласован со следователем (ч. 4 ст. 184 УПК).
9.1. В практической деятельности распространены следующие направления привлечения сотрудников органов дознания следователем в процессе производства по уголовному делу:
- а) выполнение органом дознания оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий;
- б) привлечение следователем сотрудников органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;
- в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;
- г) выполнение постановлений следователя о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.
9.2. Приведенные выше положения не дают оснований полагать, что следователь может давать органам дознания поручения о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые согласно закону он должен проводить лично (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.п.).
9.3. Пределы, в которых следователь вправе давать органам дознания указания о содействии ему при производстве расследования, определяются задачами расследования.
Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями правоохранительных органов строится на основе уголовно-процессуального права и в форме процессуальных правовых отношений. Следователь не вправе вторгаться в организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, но вправе указать конкретную цель их проведения (например, установить лицо, совершившее преступление; выявить возможных свидетелей; обнаружить следы преступления, местонахождение разыскиваемого обвиняемого).
Кроме того, следователь не может принимать участие в проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Такие мероприятия проводятся вне рамок уголовного процесса (в рамках законодательства об осуществлении оперативно-розыскной деятельности), их участники могут рассматриваться как потенциальные свидетели, что по общему правилу препятствует их деятельности в уголовном процессе в ином качестве. Если следователь лично получил информацию о совершенном преступлении и предполагаемом преступнике вне сферы уголовно-процессуальных отношений, это может стать препятствием для обеспечения следователем объективности при проведении предварительного расследования.
10. В соответствии с требованиями ст. 468-1 УПК порядок производства по уголовному делу в отношении следователя определяется общими правилами УПК с изъятиями, установленными главой 49 УПК.
Статья 37. Органы дознания
Комментарий к статье 37
1. Дознание наряду с предварительным следствием представляет собой одну из форм предварительного расследования по уголовному делу.
До недавнего времени уголовно-процессуальный закон предусматривал два самостоятельных вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
В связи с вступлением в силу 01.01.2012 Закона N 325-З была упразднена такая форма дознания, как дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, поэтому в действующей редакции УПК сохранилось только дознание в виде неотложных следственных действий.
Статья 181 УПК устанавливает правило, согласно которому предварительное расследование производится в форме предварительного следствия по всем уголовным делам (за исключением дел о преступлениях, относящихся в соответствии с ч. 2 ст. 26 УПК к делам частного обвинения).
2. Согласно п. 20 ст. 6 УПК орган дознания — это государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять дознание.
Исходя из ч. 1 комментируемой статьи к таким субъектам относятся следующие: органы внутренних дел; органы государственной безопасности; командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; органы пограничной службы; таможенные органы; органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.
3. Рассматриваемая норма наделила полномочиями органа дознания в одних случаях государственные органы (например, органы внутренних дел, органы государственного пожарного надзора, таможенные органы), в других случаях руководителей ряда организаций — должностных лиц (начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и др.), но не возглавляемые ими структуры.
3.1. Уголовно-процессуальный закон не приводит классификацию органов дознания, однако с определенной степенью условности такие субъекты можно разделить на две группы:
- а) государственные органы, которые в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности являются субъектами оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
- б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (командиры воинских частей, соединений и гарнизонов); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений), а также некоторых других государственных и негосударственных организаций (капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь).
3.2. В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) полномочиями по осуществлению ОРД, в частности, обладают оперативные подразделения органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
При этом конкретный перечень оперативных подразделений, наделенных правом осуществления ОРД, их компетенцию и организацию работы определяет руководитель соответствующего органа.
В арсенале подразделений, осуществляющих ОРД, находится внушительный перечень действенных средств, позволяющих эффективно решать задачи по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Среди них особое место занимает право проведения на гласной и негласной основе оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 11 Закона об ОРД (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, слуховой контроль, оперативный эксперимент и др.).
3.3. Наделение должностных лиц некоторых государственных и негосударственных организаций статусом органа дознания обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время (например, в случае нахождения воздушного судна вне пределов Республики Беларусь).
4. В случае, когда органом дознания является государственный орган, от его имени выступает руководитель (начальник) органа дознания.
Начальник органа дознания принимает решения (или утверждает таковые) по принципиальным вопросам процессуальной деятельности: о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела; о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; о применении, изменении и отмене меры пресечения; о направлении в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления; поручает конкретному сотруднику проведение проверки (производство дознания) и т.д.
5. Органы дознания в уголовном процессе в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях установления факта и обстоятельств совершения преступления, лица, его совершившего, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения (п. 48 ст. 6 УПК).
Указанные цели достигаются органом дознания посредством уголовно-процессуальной деятельности в следующих направлениях:
- прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении, проведение проверки и принятие решения в соответствии со ст. 174 УПК;
- производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;
- проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.
6. В случае установления признаков преступления орган дознания обязан передать материалы проверки по подследственности либо возбудить уголовное дело.
При этом по возбужденному уголовному делу должны быть произведены неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемка, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю (ч. 3 ст. 186 УПК).
7. После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.
8. В силу ч. 7 ст. 36 УПК следователь наделен правом давать органу дознания письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий, требовать содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения являются для органов дознания обязательными и подлежат выполнению в срок не позднее десяти суток, если иной срок не согласован со следователем.
Статья 38. Начальник органа дознания
Комментарий к статье 38
1. Исходя из содержания комментируемой статьи правовым статусом начальника органа дознания уголовно-процессуальный закон наделил следующих должностных лиц:
- руководителя органа дознания, то есть государственного органа, уполномоченного законом осуществлять дознание (см. комментарий к ст. 37 УПК);
- командиров воинских частей, соединений, начальников органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов;
- начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;
- капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;
- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
- заместителей указанных выше субъектов.
2. Общая задача начальника органа дознания заключается в осуществлении текущего процессуального руководства деятельностью подчиненных ему сотрудников (лиц, производящих дознание) в целях обеспечения эффективности и законности расследования уголовных дел.
Процессуальное руководство начальника органа дознания осуществляется при этом в следующих направлениях:
- а) организация проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;
- б) обеспечение полного и качественного производства неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам, выполнения поручений следователя, суда, указаний прокурора;
- в) осуществление контроля за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.
3. Анализ положений комментируемой статьи позволяет констатировать наделение начальника органа дознания значительным объемом полномочий уголовно-процессуального характера, которые направлены на повышение эффективности и законности уголовного преследования.
Достижение указанных задач в большинстве случаев обеспечивается посредством мер, для принятия которых достаточно решения самого начальника органа дознания.
Так, начальник органа дознания вправе поручать подчиненным проведение проверки, производство дознания, проверять материалы и уголовные дела, давать указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, лично проводить дознание, направлять в органы предварительного следствия материалы и уголовные дела и др.
3.1. Реализация отдельных полномочий начальника органа дознания возможна путем обращения к прокурору.
Так, в ряде случаев для применения меры пресечения, производства отдельных следственных действий уголовно-процессуальным законом предусмотрена необходимость получения санкции прокурора (п. 14 ч. 5 ст. 34 УПК). Определенные изъятия из данного правила установлены в ч. 6 комментируемой статьи.
Кроме того, только прокурор в соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 34 УПК наделен полномочиями по отмене незаконных и необоснованных постановлений лица, производящего дознание.
4. По вопросу процессуальных отношений прокурора с начальником органа дознания и лицом, производящим дознание, см. комментарий к ст. 34 УПК.
5. Как составную часть контроля за законностью и своевременностью действий подчиненных следует рассматривать полномочие начальника органа дознания по утверждению ряда процессуальных документов, которые выносятся лицом, производящим дознание.
Так, исходя из ч. 5 комментируемой статьи начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, о применении, изменении и отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, об этапировании, о применении мер по обеспечению безопасности.
Поступление для утверждения указанных процессуальных документов является основанием для проверки законности и обоснованности принятых процессуальных решений.
6. Указания начальника органа дознания лицу, производящему дознание, даются в письменном виде и обязательны для исполнения последним (ч. 8 комментируемой статьи).
Следует отметить, что аналогичным правомочием наделен начальник следственного подразделения по отношению к следователю (см. комментарий к ст. 35 УПК).
7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность дачи прокурором указаний, а следователем поручений по уголовным делам, обязательных для исполнения начальником органа дознания. При этом обжалование таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Статья 39. Лицо, производящее дознание
Комментарий к статье 39
1. Уголовно-процессуальный закон определяет лицо, производящее дознание, как должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства (то есть производства со дня поступления заявления, сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд).
2. Орган дознания (начальник органа дознания) наделяет подчиненное должностное лицо полномочиями по осуществлению указанной процессуальной деятельности по конкретным материалам или уголовному делу (к примеру, глава дипломатического представительства Республики Беларусь вправе поручить подчиненному сотруднику производство дознания по делу о преступлении, совершенном в пределах территории данного представительства).
3. Порядок делегирования рассматриваемых полномочий регламентируется локальными нормативными правовыми актами органов дознания.
Так, исходя из п. 3 Инструкции о порядке производства дознания в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 03.12.2007 N 84, дознание в Вооруженных Силах Республики Беларусь осуществляют начальник, старший дознаватель, дознаватель отдела (отделения) дознания и розыска военнослужащих военной комендатуры.
При этом кандидатура дознавателя, которому будет поручено дознание по конкретному делу, согласовывается командиром воинской части с военным комендантом.
4. Из нормы части 2 комментируемой статьи следует, что лицо, производящее дознание, обладает процессуальной самостоятельностью, поскольку вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения.
В то же время уголовно-процессуальный закон устанавливает пределы такой самостоятельности, предусмотрев ряд случаев, в которых требуется утверждение решений лица, производящего дознание, начальником органа дознания, а также санкционирование таких решений прокурором.
Так, начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, о проведении ряда следственных действий и др. (см. комментарий к ст. 38 УПК).
Прокурор уполномочен санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, проведение ряда следственных действий и др. (см. комментарий к ст. 34 УПК).
5. Начальник органа дознания вправе давать лицу, производящему дознание, письменные указания, обязательные для исполнения последним (ч. 8 ст. 38 УПК).
Следует отметить, что аналогичным правомочием наделен начальник следственного подразделения по отношению к следователю (см. комментарий к ст. 35 УПК).
В то же время если следователь вправе обжаловать указания начальника следственного подразделения, приостановив при этом их исполнение, то обжалование лицом, производящим дознание, указаний начальника органа дознания прокурору не приостанавливает их исполнения. Указанное обстоятельство свидетельствует о гораздо меньшем объеме процессуальной самостоятельности лица, производящего дознание.
6. Уголовно-процессуальный закон обязывает как следователя, так и лицо, производящее дознание, при производстве по возбужденному уголовному делу неотложных следственных и других процессуальных действий руководствоваться соответствующими правилами УПК (ч. 1 ст. 186 УПК).
7. Содержание комментируемой статьи позволяет прийти к выводу о том, что лицо, производящее дознание, не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия, связанные с обстоятельствами находящегося в его производстве дела.
В случае возникновения необходимости лицо, производящее дознание, наделено правом обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 комментируемой статьи).
По нашему мнению, такая позиция является вполне обоснованной, поскольку в противном случае лицо, производящее дознание, было бы лишено возможности объективно оценивать сведения, собранные в ходе уголовно-процессуального дознания, в силу зависимости от результатов оперативно-розыскных мероприятий, проведенных им лично.