Генеральная прокуратура Республики Беларусь совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при поддержке ООО «ЮрСпектр» 30 сентября 2016 г. организовала Международную научно-практическую конференцию «Правонарушения в экономической сфере и против порядка налогообложения».
Такого рода мероприятие стало уже третьим по счету. В этом году оно стало международным. Российским опытом в области противодействия правонарушениям в сфере экономики поделились представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Они рассказали о средствах прокурорского надзора, его организации с целью контроля по соблюдению законодательства о противодействии легализации преступного дохода и защиты конституционного права на свободу экономической деятельности.
С приветственным словом к участникам конференции обратились Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В.Конюк, Министр по налогам и сборам Республики Беларусь С.Э.Наливайко, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь В.Н.Демидович, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директор Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь И.А.Маршалов и заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь А.С.Аземша.
Тема мероприятия выбиралась не случайно, ведь в числе внутренних источников угроз в экономической сфере Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575, называет серьезные административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности, неблагоприятные условия для привлечения инвестиций и кредитов, рост неплатежей в экономике, что объясняется дефицитом собственных оборотных средств и большим количеством убыточных субъектов хозяйствования.
В делах о преступлениях в экономической сфере недостаточно учитывать интересы правосудия и гарантировать права и свободы личности, подвергающейся уголовному преследованию. Важно принимать во внимание потребность в нормальном ведении бизнеса, вовлеченность субъекта хозяйствования в экономические отношения, влияние нарушений в его деятельности на положение экономических партнеров и наемных работников.
Открывая конференцию, А.В.Конюк отметил, что правонарушения в экономической сфере наносят ущерб безопасности и финансовой деятельности государства. Генеральный прокурор Республики Беларусь выразил надежду, что обмен опытом с российскими коллегами будет способствовать совершенствованию деятельности правоохранительных и иных государственных органов, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением противоправных проявлений в сфере экономики.
Тему, поднятую А.В.Конюком, продолжил С.Э.Наливайко. По его мнению, «важно выработать единые подходы для создания равных конкурентных условий для субъектов хозяйствования, чтобы никто не имел преференций или привилегий». Во вступительном слове Министр по налогам и сборам Республики Беларусь также отметил эффективное взаимодействие участников созданной совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рабочей группы по совершенствованию законодательства.
Российским опытом в области противодействия правонарушениям в сфере экономики средствами прокурорского надзора поделился А.С.Летуновский, начальник управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Судебную практику по делам об административных правонарушениях озвучил Д.П.Александров, судья Верховного Суда Республики Беларусь. Преобладающее большинство ежегодно рассматриваемых экономическими судами дел составляют дела об административных правонарушениях. Это, в частности, правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо запрещенной). Суды в год рассматривают примерно 4000 — 5000 таких дел. Правонарушения по части 4 статьи 12.17 КоАП (приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров без товаросопроводительных документов или по документам, не соответствующим действительности) составляют около 5000 — 6000 дел в год.
О.Г.Карпиеня, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления правовых актов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в своем выступлении акцентировал внимание на том, что применяемые меры ответственности нередко несоизмеримы с тяжестью совершенных правонарушений. О.Г.Карпиеня убежден, что «такое положение дел не отвечает установленным Директивой N 4 Главы государства требованиям о придании контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переходе к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Г.В.Гончарова, советник Генерального прокурора Республики Беларусь, свое выступление посвятила законодательно-прикладным аспектам крупной сделки хозяйственного общества. В ряде случаев недостаточная эффективность работы хозяйственных обществ с долей государства объясняется злоупотреблениями должностных лиц при заключении сделок, подписании договоров. Как свидетельствует практика, порой крупные сделки, получив в установленном порядке одобрение при заключении, в последующем требуют изменения условий. Например, в связи с ростом или снижением курса иностранной валюты может измениться предмет сделки или его цена. Однако не всегда изменение условий крупной сделки, как и заключение мировых соглашений, производится в порядке, предусмотренном законодательством.
М.О.Махтадуй, начальник управления организации проверок и контроля сети Интернет главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, поделился практикой применения налоговыми органами Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» и отметил, что наиболее значительные потери бюджету наносят лжепредпринимательские и им подобные структуры, которые уклоняются от уплаты налогов.
Н.Д.Бут, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рассказала о защите прокуратурой конституционного права на свободу экономической деятельности в Российской Федерации.
Оживленную дискуссию вызвало выступление начальника отдела процессуального контроля за расследованием преступлений в сфере экономики, финансово-кредитной системе и информационной безопасности главного управления процессуального контроля Следственного комитета Республики Беларусь. В частности, Д.А.Павловский рассказал о правоприменительной практике по уголовным делам об уклонении от погашения кредиторской задолженности по вступившим в законную силу судебным постановлениям.
О.В.Петрова, доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета, свой доклад посвятила процессуальным особенностям расследования и рассмотрения уголовных дел о преступлениях в экономической сфере.
Д.В.Дудукалов, прокурор управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поделился опытом организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии легализации преступного дохода в свете реализации рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Профессор кафедры специальных дисциплин Государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь Б.В.Асаёнок отметил особенности использования специальных знаний при доказывании по делам об административных таможенных правонарушениях.
Р.З.Сапаров, главный инспектор первого отдела третьего управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, осветил административно-правовые меры противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием лжепредпринимательских структур.
В завершение участники выразили уверенность, что конференция будет способствовать решению проблемных вопросов в правоприменительной практике выявления, расследования и профилактики правонарушений в экономической сфере и против порядка налогообложения.