Правовая экспертиза материалов дел об административных правонарушениях

К компетенции органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь относится рассмотрение дел об административных правонарушениях. От имени его органов такие дела также вправе рассматривать Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, его заместители, директор Департамента финансового мониторинга и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и их заместители и ряд других лиц.

В то же время протоколы об административных правонарушениях вправе составлять любые должностные лица Комитета государственного контроля Республики Беларусь, в том числе не участвовавшие в проверке, поскольку акт проверки — один из источников доказательств; прямая обязанность именно проверяющих составлять протокол в законодательстве отсутствует.

При ведении административного процесса должны соблюдаться требования ПИКоАП, нарушение его положений влечет установленную законом ответственность и признание принятых решений не имеющими юридической силы. Доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, не имеют юридической силы и не могут стать основанием для принятия решения по делу.

Правовая экспертиза материалов дел об административных правонарушениях включает оценку следующих основных критериев.

1. Соблюдение предусмотренных КоАП сроков привлечения к административной ответственности.

Например, в соответствии со ст. 7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено за административное правонарушение не позднее двух месяцев со дня совершения, а за длящееся — не позднее двух месяцев со дня обнаружения либо прекращения и т.п. (смотри также ст. 9.21, 23.18, 23.79 КоАП).

В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены постановления или утраты им силы.

При отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении проверки либо предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 3 части 3 ст. 11.2 ПИКоАП административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

2. Правильная юридическая оценка правонарушений и верное применение квалифицирующих признаков.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих квалифицировать деяние как административно наказуемое. Их описание содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП.

Так, признаками административного правонарушения являются:

  • совершение деяния (действие или бездействие);
  • противоправность деяния (деяние запрещено КоАП);
  • наличие вины (отношение лица к совершенному деянию) в форме умысла или неосторожности;
  • общественная опасность деяния (в меньшей степени, чем при совершении преступления), т.е. нанесение или угроза нанесения вреда охраняемым объектам;
  • предусмотренная административная ответственность.

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Объективный признак состава административного правонарушения — объект посягательства, объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (например, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудие совершения). Субъективный признак — субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Таким образом, административное правонарушение с точки зрения состава имеет его объект (общественные отношения, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных правил), субъекта правонарушения (лицо) и субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вина в форме умысла или неосторожности). От наиболее точного определения объективной стороны административного правонарушения зависит привлечение лица к административной ответственности и размер штрафных санкций.

При этом на практике выделяются характеризующие административные правонарушения данные о типичных:

  • способах совершения и сокрытия правонарушений и типичных последствиях их применения;
  • обстоятельствах совершения правонарушения (место, время, обстановка);
  • обстоятельствах, способствовавших совершению правонарушения.

3. Правильное применение обстоятельств, исключающих административный процесс.

Обстоятельства, исключающие административный процесс, обозначены в ст. 9.6 ПИКоАП.

4. Соблюдение норм административного законодательства, влекущих правомерное освобождение от административной ответственности.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случаях, предусмотренных КоАП (например, по малозначительности), а индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — по решению Президента Республики Беларусь.

5. Непривлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления, дело об административном правонарушении прекращается и передается прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

6. Выявление всех обстоятельств, подлежащих выяснению, в том числе смягчающих и отягчающих ответственность.

В соответствии со ст. 7.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: чистосердечное раскаяние; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий; добровольное возмещение (устранение) причиненного вреда либо исполнение возложенной обязанности и др.

Согласно ст. 7.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; вовлечение в него несовершеннолетнего; совершение административного правонарушения: повторно, группой лиц, в чрезвычайных обстоятельствах и др.

7. Соблюдение требований к составлению протоколов и постановлений об административных правонарушениях.

ПИКоАП закрепил требования к форме и содержанию протокола об административном правонарушении. В случае их несоблюдения дело об административном правонарушении в пятидневный срок возвращается направившему его органу с вынесением соответствующего постановления.

8. Соблюдение иных процессуальных норм (сроков рассмотрения и т.д.).

Подготовка дела об административном правонарушении для рассмотрения заканчивается составлением протокола об административном правонарушении или прекращением дела при наличии обстоятельств, указанных в ст. 9.6 ПИКоАП, либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, предусмотренные ст. 10.1 ПИКоАП.

В связи с тем, что административное правонарушение, как правило, выявляется при проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, подготовку дела об административном правонарушении для рассмотрения и окончание проверки следует осуществить одновременно с составлением протокола об административном правонарушении.

Об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения либо о его прекращении уведомляется лицо, в отношении которого ведется административный процесс либо в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь протокола об административном правонарушении и других материалов. В результате выносится постановление о наложении административного взыскания или о прекращении дела об административном правонарушении.

9. Принятие всех мер по взысканию наложенных штрафов.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению по истечении срока обжалования (опротестования), если в установленный срок не подана жалоба (протест).

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, не приведенное в исполнение в течение трех месяцев. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, его представителю, защитнику или высылается заказным письмом.

При приостановлении исполнения постановления в связи с подачей жалобы (протеста), отсрочкой (рассрочкой) течение срока давности приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста), истечения срока отсрочки, рассрочки.

При неуплате субъектом штрафа в установленный срок копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов индивидуального предпринимателя, юридического лица.

При невозможности взыскания штрафа в связи с отсутствием средств на счету должностное лицо органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь направляет представление о принудительном взыскании штрафа, постановление о наложении административного взыскания и другие необходимые документы в суд по месту жительства либо нахождения лица, подвергнутого административному взысканию.