Предупреждение административных правонарушений в сфере использования предоставленных земельных участков

Административная ответственность

Неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 25 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (часть 1 статьи 15.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).

Нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель, либо невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований по охране земель влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 300 базовых величин (часть 2 статьи 15.10 КоАП).

Нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 5 до 25 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 100 базовых величин (часть 3 статьи 15.10 КоАП).

Самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 300 базовых величин (статья 23.41 КоАП).

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 200 базовых величин (статья 23.42 КоАП).

Правовое регулирование рассматриваемых отношений

Земельные отношения — отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков. Земельный участок — часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). Целевое назначение земельного участка — установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей. Земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения. Каждый землепользователь обязан: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать сроки занятия земельных участков, возвратить предоставленные во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за их продлением, предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками.

Цель использования.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) во временное пользование земельные участки могут предоставляться:

  • лицам и для целей, указанных в части 2 статьи 15 КоЗ, — на срок до 10 лет, если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами;
  • гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных — на срок до 10 лет;
  • гражданам Республики Беларусь, указанным в части 2 статьи 41 КоЗ, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей — на срок до 10 лет;
  • юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина, для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения при наличии горного отвода, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, — на срок, установленный законодательством о недрах для указанных целей;
  • концессионерам на основании концессионных договоров — на срок до 99 лет в соответствии с КоЗ и иными актами законодательства об охране и использовании земель и о концессиях.

Основания перехода.

Согласно статьям 20 и 21 КоЗ земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. При изъятии и предоставлении земельных участков во временное пользование или аренду сроком до одного года, а также при продлении срока временного пользования такими земельными участками или их аренды не более чем на один год земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование, а право, ограничение (обременение) права на земельный участок — возникшим, перешедшим, прекратившимся с момента, указанного в решении об изъятии и предоставлении земельного участка. При этом заключение договора аренды земельного участка в письменной форме, а также государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок не осуществляются. Создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, а также прекращение права временного пользования земельным участком или права аренды земельного участка в связи с истечением срока пользования им удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации.

Порядок перехода.

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667) гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков или о переходе к созданным в результате реорганизации юридическим лицам прав на земельные участки, находящиеся в постоянном или временном пользовании, на которых отсутствуют зарегистрированные капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, а также со дня подписания документов, выражающих содержание сделок с недвижимым имуществом, или реорганизации юридического лица, влекущих переход к ним права на земельные участки для обслуживания этого имущества, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 12 пункта 7 Указа N 667, обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них. Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение двух месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка, но не позднее трех месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков в аренду или о переходе к созданным в результате реорганизации юридическим лицам прав на земельные участки, предоставленные в аренду, на которых отсутствуют зарегистрированные капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, в случае, если за право заключения договора аренды плата не вносилась, за исключением случаев, указанных в части 12 пункта 7 Указа N 667, обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

Право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение шести месяцев, а гражданин в течение одного года со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка). Под началом строительства понимается осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, в том числе в отношении нежилых построек на придомовой территории на земельном участке, предоставленном для целей, связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений). Под началом иного освоения земельного участка понимается осуществление комплекса работ в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления земельного участка, если земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством капитальных строений (зданий, сооружений).

Определение самовольного занятия.

В соответствии с частью 1 статьи 72 КоЗ самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 г. для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 КоЗ, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.

Типичные нарушения (основные виды)

К основным наиболее часто совершаемым (выявляемым) в сфере земельных отношений административным правонарушениям относятся следующие нарушения, связанные с возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, их использованием:

  • земельный участок не используется по прямому назначению;
  • допускается занятие (использование) земельного участка без наличия документов, удостоверяющих право на него;
  • пользование земельными участками осуществляется по истечении срока, на который они были предоставлены (после прекращения права временного пользования земельными участками), причем решения о продлении срока пользования земельными участками исполнительным комитетом не принимается, т.е. нарушаются сроки возврата временно занимаемых земельных участков, предоставленных ранее на основании решения исполкома.

Примеры нарушений

По статье 15.10 КоАП.

В соответствии с решением исполкома УП «М» в постоянное пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 0,15 га для содержания и обслуживания здания цеха. В ходе проверки было проведено обследование данного земельного участка и установлено, что на момент обследования он не благоустроен, зарос сорной растительностью, на нем расположено полуразрушенное не используемое обществом здание теплицы. Ненадлежащим образом использовался и земельный участок площадью 5 га, предоставленный УП «М» для ведения сельского хозяйства. На момент проверки территория земельного участка заросла сорняками и поросла древесно-кустарниковой растительностью, не был убран производственный и бытовой мусор, стеклобой, остатки поливочных шлангов. Во многих местах были разбросаны неиспользуемые строительные конструкции из железобетона. Не был выполнен демонтаж оборудования мазутно-насосной станции. Таким образом, были нарушены требования части 1 статьи 70 КоЗ.

По статье 23.41 КоАП.

1. В соответствии с абзацами 3 — 5, 9 статьи 5 КоЗ земельные отношения осуществляются на основе принципов обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено КоЗ и иными законодательными актами, использования земельных участков по целевому назначению, а также платности землепользования.

Статьей 28 КоЗ установлено, что в компетенцию Минского городского исполнительного комитета входит принятие решений об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах г. Минска, об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки, а также решений, являющихся основанием для государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельных участков, возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на них. Минский городской исполнительный комитет определяет вещные права на земельные участки, предоставляемые без проведения аукциона гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с порядком об изъятии и предоставлении земельных участков, установленным Президентом Республики Беларусь (часть 1 статьи 34 КоЗ).

Согласно части 1 статьи 35 КоЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны землепользователи, из земель которых изымается земельный участок, площадь земельного участка, вещное право на земельный участок и срок его действия в случае, если право является срочным, целевое назначение предоставляемого земельного участка, наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, в том числе земельного сервитута, иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и иные условия занятия земельного участка).

Земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения (часть 1 статьи 20 КоЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 72 КоЗ самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него.

Пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации) также установлено, что недвижимое имущество считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

При этом статьей 68 КоЗ, пунктом 8 Указа N 667 установлено, что при невыполнении требований об обращении в течение установленного законодательными актами срока за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него решение о предоставлении земельного участка считается утратившим силу, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Пунктом 1 статьи 65-1 Закона о госрегистрации также установлено, что зарегистрированные право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, имеющие срок действия, прекращаются в момент истечения срока их действия без осуществления государственной регистрации их прекращения, за исключением права доверительного управления недвижимым имуществом, договор доверительного управления которым не предусматривает возможности прекращения этого договора в связи с истечением срока его действия.

В соответствии с решением исполнительного комитета в хозяйственное ведение УП «С» было передано капитальное строение. Передача указанного объекта была осуществлена по акту о приемке-передаче объекта основных средств. В связи с переходом права на капитальное строение в силу норм статьи 55 КоЗ УП «С» было зарегистрировано право на земельный участок для обслуживания зданий и сооружений.

При подготовке земельно-кадастровой документации РУП «Проектный институт «Белгипрозем» было установлено, что после ввода в эксплуатацию объекта фактические границы земельных участков не соответствуют юридическим. В то же время УП «С» в нарушение указанных выше норм не зарегистрировало право пользования дополнительным земельным участком. Таким образом, УП «С» допустило самовольное занятие земельного участка, расположенного под частью здания.

Также предприятием было допущено использование без правоудостоверяющих документов земельного участка площадью 0,1 га. Так, в соответствии с решением исполнительного комитета УП «С» был предоставлен во временное пользование земельный участок для строительства и обслуживания автостоянки. Данным решением была установлена обязанность в двухмесячный срок со дня принятия решения в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них. За государственной регистрацией доли в праве временного пользования земельным участком площадью 0,1 га предприятие не обращалось. Таким образом, УП «С» допустило и самовольное занятие земельного участка площадью 0,1 га.

2. В ходе осмотра территории, использованной УП «Т» для складирования отходов железобетонных и бетонных изделий, кирпича керамического, для определения площади осматриваемого земельного участка использовался метод топографо-геодезической съемки. Осмотром было установлено, что на осматриваемом земельном участке имеется асфальтобетонное покрытие с бордюрами по периметру, на котором складированы отходы бетонных и железобетонных изделий, гранитных бортовых камней, кирпича. Площадь земельного участка, занятая асфальтобетонным покрытием и используемая предприятием для складирования отходов бетонных и железобетонных изделий, гранитных бортовых камней, кирпича, согласно проведенным измерениям составила 0,2 га (акт осмотра, ситуационная схема границ земельного участка, каталог координат углов поворота границ земельного участка с расчетом его площади).

Согласно представленным документам (акты выполненных работ, проектная документация и др.) устройство асфальтобетонного покрытия на вышеуказанном земельном участке осуществлялось УП «Т» по ранее разработанному архитектурному проекту. Согласно общей пояснительной записке архитектурного проекта проектом было предусмотрено расширение существующей площадки с устройством участков из усовершенствованного покрытия для складирования и доработки строительных отходов, а также для складирования кондиционного сырья. Документов, удостоверяющих право на данный земельный участок, у УП «Т» не было.

Таким образом, УП «Т» осуществило самовольное занятие земельного участка общей площадью 0,2 га, используя его для складирования отходов бетонных и железобетонных изделий, бортовых камней и кирпича, при отсутствии документа, удостоверяющего право на него.

По статье 23.42 КоАП.

Согласно абзацу 7 части 1 статьи 70 КоЗ землепользователи обязаны возвратить предоставленные им во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за его продлением.

Согласно пункту 45 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом N 667, заинтересованное в продлении срока временного пользования земельным участком лицо не позднее чем за два месяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срока временного пользования земельным участком, обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления.

Проверкой были установлены факты несвоевременного возврата земельных участков, предоставленных УП «С» во временное пользование. Так, земельные участки общей площадью 2 га были предоставлены УП «С» во временное пользование на срок строительства объекта. Решением Минского городского исполнительного комитета также было установлено, что земельные участки, предоставленные во временное пользование, по миновании надобности, но не позднее срока, на который они предоставлены, следует возвратить в состав земель г. Минска в состоянии, пригодном для дальнейшего использования по назначению, или в случае необходимости продлить срок пользования ими, обратившись в Минский городской исполнительный комитет не позднее чем за два месяца до истечения установленного срока пользования. В РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» была произведена государственная регистрация создания указанных земельных участков, а также государственная регистрация возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки.

Несмотря на то что срок пользования земельными участками общей площадью 2 га истек, предприятием они не были возвращены. После истечения соответствующего срока решением Минского городского исполнительного комитета земельные участки общей площадью 2 га были изъяты и возвращены в состав земель общего пользования г. Минска, а также в состав земель прежних землепользователей. Таким образом, предприятием был допущен несвоевременный возврат земельных участков.

Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере

Основной целью предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены.

Соответственно можно выделить основные направления внутреннего контроля: соблюдение земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства; выявление земельных участков, самовольно занятых или используемых без документов, удостоверяющих права на землю, оформленных в установленном порядке; выявление нарушений переуступки права пользования землей; своевременность внесения арендной платы за землю; своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю; своевременность возврата земель, предоставленных во временное пользование; выявление фактов загрязнения и захламления земельных участков; предотвращение самовольного строительства и т.д.

В связи с этим предварительно должны быть проанализированы: реестр заключенных договоров по отчуждению земельных участков, передаче их в пользование; документы, относящиеся к совершению данных сделок, в том числе сами договоры на предмет соблюдения законодательно установленных требований к содержанию и форме заключенных договоров, оценке земельных участков; документы, связанные с государственной регистрацией права собственности (владения) на земельные участки; соответствующие решения исполнительных комитетов и вышестоящих органов; документы, подтверждающие согласие специально уполномоченного государственного органа, когда такое согласие является обязательным; документы, связанные с уплатой арендной платы, и т.д.

В то же время проведение обследования земельных участков должно основываться на следующей схеме. Земельно-учетные сведения могут быть получены путем обмеров (сплошных и выборочных). Применяются два способа отражения земельно-учетных сведений — текстовой и графический. При текстовом способе данные выражаются цифровыми показателями, к которым в ряде случаев прилагаются объяснительные записки или другие пояснительные материалы. При графическом способе результаты измерений в натуре (как первоначальные, так и последующие) фиксируются на планах, что дает наглядное представление о пространственном положении и размерах земель и позволяет избегать пропусков и перекрытий учитываемых территорий, определить место нахождения земельного участка и его площадь. Таким образом, эти два способа, дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактеризовать земли при их учете. Самовольное занятие выражается в огораживании земельного участка, его освоении, проведении различных работ, строительстве, осуществлении иной деятельности, связанной с фактическим владением земельным участком.

Другая задача — определить состояние использования земель, порядок их использования, установить, приступил ли субъект к использованию предоставленного земельного участка. Это делается визуально или инструментально с привлечением планово-картографической или текстовой документации. Далее проводится определение объема работ, выполненных владельцем земель, проверяется, полностью или частично предоставленный участок вовлечен в использование. Собственно, проверка будет заключаться в фиксации (констатации) самого факта деятельности, причем реальной деятельности, связанной с использованием участка, а не ее имитации или подготовки к ней.

Следующая задача — проверка целевого использования земель. Целевое назначение того или иного земельного участка указывается в решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования, причем констатация цели является непременным элементом содержания документа.

Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации надлежащего исполнения обязательств.