Преступления в области таможенного дела и уголовная ответственность за их совершение

Нарушения таможенного законодательства, в том числе связанные с неисполнением либо несвоевременным исполнением налогового обязательства по уплате таможенных платежей, во многих случаях влекут применение к правонарушителям административных санкций в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Вместе с тем наиболее серьезные нарушения таможенного законодательства в некоторых случаях влекут возбуждение уголовных дел по одной из четырех статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК): контрабанда (ст. 228 УК), незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК).

Таможенные органы Республики Беларусь в соответствии со ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) отнесены к числу органов дознания, а согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» являются субъектами оперативно-розыскной деятельности. На таможенные органы как на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных законодательством мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших, принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Оперативно-розыскную деятельность в таможенных органах осуществляют сотрудники управлений организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, собственной безопасности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, а также сотрудники одноименных отделов таможен.

Поводами к возбуждению таможенными органами уголовного дела в соответствии со ст. 166 УПК являются заявления граждан, явка с повинной, сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций, сообщение о преступлении в средствах массовой информации и непосредственное обнаружение таможенным органом сведений, указывающих на признаки преступления. Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Согласно ст. 228 УК «Контрабанда» выделяются два вида контрабанды:

  1. товары и ценности, запрещенные или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь (за исключением относящихся ко второму виду контрабанды), перемещение которых осуществляется в крупном размере, то есть если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в 2000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. В случае, если стоимость таких товаров составляет менее 2000 базовых величин, их незаконное перемещение будет квалифицироваться по ст. 14.4 КоАП «Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь» или 14.5 КоАП «Недекларирование товаров и (или) транспортных средств». Перечни ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров (то есть товаров, ввоз или вывоз которых разрешен при наличии разрешений уполномоченных на их выдачу органов) и запрещенных к такому перемещению определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — Постановление N 1397);
  2. наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения или его основные части, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вне зависимости от их количества и стоимости.

Состав преступления, предусмотренного ст. 228 УК «Контрабанда»

 Часть

ст. 228

УК

       Содержание     Способ совершения

преступления

   Санкция
   1             2             3       4
1 Перемещение в крупном

размере через таможенную

границу Республики

Беларусь товаров и

ценностей, запрещенных

или ограниченных к такому

перемещению (первый вид

контрабанды)

Совершенное помимо или с

сокрытием от таможенного

контроля, либо с обманным

использованием документов

или средств

идентификации, либо

сопряженное с

недекларированием или

заведомо недостоверным

декларированием

Штраф, или

ограничение

свободы на

срок до 5 лет,

или лишение

свободы на тот

же срок

2 Перемещение через

таможенную границу

Республики Беларусь

наркотических средств,

психотропных,

сильнодействующих,

ядовитых, отравляющих,

радиоактивных или

взрывчатых веществ,

вооружения, взрывных

устройств, огнестрельного

оружия, его составных

частей или компонентов,

боеприпасов, ядерного,

химического,

биологического или других

видов оружия массового

поражения или его

основных частей,

материалов и

оборудования, которые

могут быть использованы

при создании оружия

массового поражения

(второй вид контрабанды)

Совершенное помимо или с

сокрытием от таможенного

контроля, либо с обманным

использованием документов

или средств

идентификации, либо

сопряженное с

недекларированием или

заведомо недостоверным

декларированием

Лишение

свободы на

срок от 3 до 7

лет с

конфискацией

имущества или

без

конфискации

3 Действия, предусмотренные

частями первой или второй

ст. 228 УК

Совершенные группой лиц

по предварительному

сговору, либо лицом,

ранее судимым за

контрабанду, либо

должностным лицом с

использованием своих

служебных полномочий,

либо совершенные с

применением насилия к

лицу, осуществляющему

таможенный контроль, либо

в отношении особо опасных

наркотических средств или

психотропных веществ

Лишение

свободы на

срок от 5 до

10 лет с

конфискацией

имущества или

без

конфискации

4 Действия, предусмотренные

частями первой, второй

или третьей ст. 228 УК

Совершенные

организованной группой

Лишение

свободы на

срок от 7 до

12 лет с

конфискацией

имущества или

без

конфискации

При этом контрабандой будет являться только незаконное умышленное перемещение данных товаров через таможенную границу (т.е. лицо должно сознавать, что незаконно перемещает предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, и желает этого) следующими способами (приведены в графе 3 вышеприведенной таблицы):

  • помимо таможенного контроля — вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления;
  • с сокрытием от таможенного контроля — с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других. При этом согласно примечанию к ст. 14.4 КоАП под тайниками понимаются любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т.п., независимо от их иного функционального предназначения;
  • с обманным использованием документов или средств идентификации — с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, либо документов, полученных незаконным путем, либо содержащих недостоверные сведения, либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам;
  • с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием — без представления таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим или иных целей, установленных законодательством (недекларирование), либо представление таможенному органу таможенной декларации и иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения (заведомо недостоверное декларирование).

Согласно ст. 229 УК «Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля» незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 129, 228 и 356 УК), наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 6 лет. Если же такие действия совершены организованной группой либо в отношении объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании оружия массового поражения, средств его доставки, они наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 06.01.1998 N 130-З «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля, перечень которых определен ст. 7 данного Закона и постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 N 15/137 «Об утверждении перечней специфических товаров (работ, услуг)»:

  • ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, которые могут быть применены при создании ядерного оружия;
  • химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия;
  • возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
  • оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;
  • товары (работы, услуги) военного назначения;
  • товары и технологии двойного применения;
  • шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации, и другие.

При этом под незаконным экспортом объектов экспортного контроля понимается вывоз объектов экспортного контроля для постоянного размещения за пределами таможенной территории Республики Беларусь, в том числе реэкспорт ранее ввезенных объектов экспортного контроля, не подвергшихся переработке, в нарушение установленного разрешительного порядка. Незаконная передача объектов экспортного контроля — это их передача третьим странам (международным организациям) без разрешения уполномоченного органа по экспортному контролю.

Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг) утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)».

В соответствии со ст. 230 УК «Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей» умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Беларуси историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с белорусским законодательством, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Таким образом, наряду с контрабандой (в том числе и культурных ценностей) действующее уголовное законодательство предусматривает самостоятельную ответственность за невозвращение историко-культурных ценностей. При этом с учетом положений ст. 16 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» статус и категория историко-культурных ценностей присвоены объектам, поименованным в Перечне материальных объектов, которым присваивается статус и категория историко-культурных ценностей Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 N 578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей»). Положение о порядке и условиях выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утверждено Постановлением N 1397.

Согласно ст. 231 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей» уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (когда сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в 2000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 6 лет.

Состав данного преступления составляет умышленное неисполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей в установленные сроки (т.е. лицо сознавало, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, предвидело, что в результате его деяния они не поступят в бюджет, и желало этого, преследуя при совершении данного преступления в форме действия указанную цель), заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, заведомо недостоверных сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (сокрытие или занижение налогооблагаемой базы).

При отсутствии крупного размера при уплате таможенных платежей такие противоправные деяния состава преступления не образуют и квалифицируются в зависимости от обстоятельств дела по различным статьям КоАП.