Применение налоговыми органами контрольного списка вопросов (чек-листа)

Контрольный список вопросов (чек-лист) представляет собой исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Такое определение установлено в пункте 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510). Иначе говоря, чек-лист включает список вопросов, подлежащих проверке.

Указом N 510 подразумевается применение чек-листов в различных сферах контроля. Однако в настоящее время перечень сфер контроля (надзора), в которых применяется чек-лист, ограничен.

В пункте 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 (далее — Положение N 510), предусмотрено, что формы контрольного списка вопросов (чек-листа), перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров Республики Беларусь и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет. Советом Министров Республики Беларусь принято соответствующее постановление от 01.04.2010 N 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» (далее — постановление N 489), которым утверждены формы контрольного списка вопросов (чек-листа) в следующих сферах:

  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности;
  • государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, контроля за исполнением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности — оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.

На основании постановления N 489 налоговые органы используют чек-листы только в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий.

Для применения чек-листа необходимо понимать значение установленных законодательством терминов:

  • алкогольная продукция — коньячный, плодовый и этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки и составные спиртовые полуфабрикаты для их производства (виноматериалы, сброженно-спиртованные и спиртованные соки, настои, морсы и водно-спиртовые экстракты, концентрированные пищевые основы, ароматизаторы пищевые), иные полуфабрикаты с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов (статья 2 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон N 429-З));
  • непищевая спиртосодержащая продукция — дезинфицирующие средства, антисептические лекарственные и ветеринарные средства, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды непищевых продуктов в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенные с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов, с объемной долей этилового спирта 7 и более, но не более 80 процентов (за исключением иных лекарственных и ветеринарных средств, изделий медицинского назначения, красителей, пигментов, пестицидов и прочих агрохимических продуктов, красок, лаков, эмалей и других аналогичных продуктов, предназначенных для получения покрытий, типографской краски, мастики, глицерина), парфюмерно-косметическая продукция, антисептические лекарственные и ветеринарные средства с объемной долей этилового спирта более 80 процентов по перечню товаров с указанием кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (статья 2 Закона N 429-З);
  • непищевой этиловый спирт — этиловый ректификованный технический спирт, этиловый денатурированный спирт, получаемый из пищевого или непищевого сырья, другие виды непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80 процентов (за исключением побочных продуктов спиртовой промышленности, красителей, пигментов, пестицидов и прочих агрохимических продуктов, красок, лаков, эмалей и других аналогичных продуктов, предназначенных для получения покрытий, типографской краски, мастики, глицерина, а также лекарственных и ветеринарных средств, изделий медицинского назначения и парфюмерно-косметических средств с объемной долей этилового спирта более 80 процентов) по перечню товаров с указанием кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (статья 2 Закона N 429-З);
  • табачное сырье — табак с неотделенной средней жилкой, с частично или полностью отделенной средней жилкой, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, табак «гомогенизированный» или «восстановленный», табачные экстракты и эссенции (пункт 1-1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет N 28));
  • табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли (пункт 1-1 Декрета N 28);
  • оборот — экспорт, импорт, хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовая и (или) розничная торговля ими (статья 2 Закона N 429-З);
  • оборот — хранение, импорт, экспорт табачного сырья, оптовая торговля им, а также хранение, импорт, экспорт табачных изделий, оптовая и (или) розничная торговля ими (пункт 1-1 Декрета N 28).

Несмотря на то, что законодательством установлено два определения термина «оборот», смысл их аналогичен.

На основании Указа N 510, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, возложен на налоговые органы.

На основании перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист), утвержденного постановлением N 489, налоговые органы обязаны применять чек-листы в отношении всех проверяемых субъектов независимо от видов осуществляемой ими деятельности.

В контрольной деятельности за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, налоговыми органами применяются 2 вида чек-листа. Применяемый с 1 января 2011 г. налоговыми органами чек-лист утвержден приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 N 118 (далее — приказ N 118). Приказом N 118 установлено, что утвержденный приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.04.2010 N 37 (далее — приказ N 37) чек-лист применяется до 01.01.2011. Таким образом, если проверка проводится за 2010 и 2011 годы, то проверяющими должны быть использованы два чек-листа:

  • по результатам проверки за 2010 год — чек-лист, утвержденный приказом N 37;
  • по результатам проверки за 2011 год — чек-лист, утвержденный приказом N 118.

Указанные чек-листы различаются в части изменившихся с 1 января 2011 г. требований к субъектам, осуществляющим деятельность в указанных сферах. Так, с 1 января 2011 г. изменилось законодательство о лицензировании, что соответственно нашло отражение в формулировках требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности, а также изменении перечня нормативных правовых актов.

Чек-лист состоит из двух разделов, различающихся между собой по группам контролируемых товаров: I раздел применяется в отношении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта; II раздел — в отношении табачного сырья и табачных изделий.

I раздел — государственное регулирование производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта — отражает перечень требований к соответствующим наименованию товарам, в части:

  • права на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • лицензирования деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • ограничений в области производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • регулирования объемов производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • требований, предъявляемых к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, приборам их учета и средствам контроля этих приборов, а также к учету алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • требований к качеству и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также к информации, содержащейся на потребительской таре (упаковке) алкогольных напитков;
  • маркировки алкогольных напитков;
  • требований к ввозу (вывозу) и перемещению по территории Республики Беларусь алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • требований к оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевым этиловым спиртом;
  • порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом;
  • порядка отпуска и получения этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, этилового ректификованного технического спирта и этилового денатурированного спирта, получаемого из пищевого или непищевого сырья;
  • порядка производства, учета оригинальных алкогольных напитков и торговли ими;
  • декларирования объемов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  • рекламы алкогольных напитков.

II раздел — государственное регулирование производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий — соответственно отражает перечень требований к названным товарам в части:

  • ограничений в области производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
  • лицензирования производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
  • требований, предъявляемых к оборудованию для производства табачных изделий;
  • декларирования и регулирования объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;
  • маркировки табачных изделий акцизными и (или) специальными марками и проверки их подлинности;
  • требований к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий;
  • государственного регулирования перемещения транзитом через таможенную границу Республики Беларусь табачного сырья и табачных изделий;
  • государственного регулирования оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями;
  • государственного регулирования розничной торговли табачными изделиями;
  • требований законодательства о рекламе табачных изделий.

В конце каждого раздела приводится перечень нормативных правовых актов, на основании которых составлен перечень предъявляемых законодательством требований.

Чек-листы применяются налоговыми органами как при планировании проверок, так и при их проведении.

Применение чек-листа при планировании проверок. На основании пункта 17 Положения N 510 при планировании проверок применение налоговыми органами чек-листа в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, данный чек-лист является обязательным.

Существует особенность применения чек-листов в рассматриваемой сфере контроля. В пункте 17 Положения N 510 установлено, что при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом чек-лист направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. При этом на основании пункта 7 Указа N 510 плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, — не назначаются, в частности, в случае, если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства.

В то же время в критериях отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных Указом N 510, такие виды деятельности, как производство, реализация, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров, отнесены к высокой группе риска.

Применяемый налоговыми органами чек-лист предусматривает конкретный перечень товаров. Из них подакцизными товарами на основании пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Республики Беларусь являются:

  • алкогольная продукция (этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов));
  • спирт этиловый ректификованный технический (входит в определение термина «непищевой этиловый спирт»);
  • непищевая спиртосодержащая продукция (в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов).

На основании исследования указанных норм можно сделать вывод, что на плательщиков, осуществляющих производство, реализацию, хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров (спирта этилового ректификованного технического, непищевой спиртосодержащей продукции), не распространяются правила:

  • пункта 17 Положения N 510 — в части направления налоговыми органами чек-листа для получения информации в целях анализа соблюдения законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки;
  • пункта 7 Указа N 510 — в части неназначения проверок, если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства.

Данные правила распространяются только на субъектов, отнесенных к средней и низкой группам риска.

Чек-листы при планировании проверок в отношении плательщиков, отнесенных к высокой группе риска, заполняются непосредственно должностными лицами налоговых органов на основании имеющейся у них информации.

Однако плательщикам целесообразно заполнить чек-лист для осуществления самоконтроля выполнения требований законодательства. Заполнение чек-листа позволит выявить возможные нарушения требований законодательства и своевременно (до проведения проверки налоговым органом) их устранить. Тем более что информация об используемых чек-листах открытая. Чек-листы, применяемые налоговыми органами в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, а также приказы об их применении размещены на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.by).

Относительно периодичности назначения плановых проверок в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот (в части реализации, хранения (как вида предпринимательской деятельности)) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (в части спирта этилового ректификованного технического) и табачных изделий, применяется правило абзаца второго пункта 7 Указа N 510. Такие виды деятельности относятся к высокой группе риска, а следовательно, налоговый орган вправе назначить плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих указанные виды деятельности, не чаще одного раза в течение календарного года. При этом, если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства не установлено, следующая плановая проверка этого же субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года.

Применение чек-листа при проведении проверок. Чек-лист, применяемый в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, используется в процессе проведения проверки проверяющими как форма отражения информации о результатах проверки вопросов, подлежащих проверке и указанных в чек-листе. Обязанность по заполнению чек-листа на основании пункта 36 Положения N 510 возложена на проверяющих. Соответственно предъявляемое проверяющими к должностным лицам проверяемого субъекта требование о заполнении чек-листа необоснованно.

Указанный чек-лист заполняется только по вопросам, подлежащим проверке (указанным в предписании на проведение проверки), и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Применение чек-листа:

  • при проведении плановой проверки (проверки, включенной в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) обязательно;
  • при проведении внеплановой проверки (проверки, не включенной в координационный план контрольной (надзорной) деятельности) необязательно. Проверяющим самостоятельно принимается решение об использовании чек-листа при проведении внеплановой проверки.