Обстоятельства: Между ООО и РБ был заключен инвестиционный договор. ООО ввезло товары с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. В связи с просрочкой выполнения третьего этапа инвестиционного проекта ООО уплатило пени в бюджет. Региональной таможней был составлен акт, согласно которому были выявлены нарушения (использование товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей не для целей реализации инвестиционного проекта).
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта региональной таможни.
Решение: Требование было удовлетворено, так как отсутствовало нецелевое использование товаров, ввезенных с предоставлением льготы.
Название документа: Решение экономического суда города Минска от 26.05.2016 (дело N 222-14/2016м)
Примечание
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 30.06.2016 (дело N 222-14/2016/683А) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ
Экономический суд г. Минска по заявлению общества с ограниченной ответственностью «А» о признании недействительным ненормативного правового акта региональной таможни, с привлечением в качестве заинтересованных лиц региональной таможни, городского исполнительного комитета, с участием представителей от заявителя, от заинтересованных лиц: региональной таможни, городского исполнительного комитета,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «А» (далее — ООО «А») обратилось в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта — решения региональной таможни от 07.04.2016 по акту таможенной проверки от 17.02.2016.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв.
Представители региональной таможни требования не признали по обстоятельствам, изложенным в отзыве, полагая, что заявитель утратил право на льготы по налогообложению, установленные Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», в связи с нереализацией заявителем инвестиционного проекта в срок до третьего квартала 2012 года в соответствии с пунктами 5, 7 инвестиционного договора от 29.04.2010.
Представители городского исполнительного комитета поддержали позицию региональной таможни.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования исходя из следующего.
Между Республикой Беларусь и ООО «А» был заключен инвестиционный договор от 29.04.2010 в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство станции технического обслуживания с широким спектром услуг, магазином по продаже автозапчастей, автомойкой, административными помещениями, пунктом общественного питания и салоном по продаже автомобилей по ул. М. в г. М.» (далее — договор).
В соответствии с пунктом 2 договора предметом договора является инвестиционная деятельность, осуществляемая инвестором в Республике Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта.
При заключении инвестиционного договора был согласован срок реализации инвестиционного проекта — 2 года (пункт 5 договора), который мог быть уточнен после разработки и экспертизы проектно-сметной документации (пункт 6 договора).
Дополнительным соглашением от 08.12.2011 в пункт 5 договора внесены изменения, установлен срок реализации инвестиционного проекта (срок вложения инвестиций) — третий квартал 2012 года.
Согласно пункту 23 договора настоящий договор вступает в силу с даты его регистрации в Государственной реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
Пунктом 24 договора установлены случаи, при наступлении которых договор мог быть прекращен:
- выполнение инвестором своих обязательств по договору;
- окончание срока действия договора;
- ликвидация инвестора;
- соглашение сторон (по инициативе одной из сторон), в том числе по инициативе Республики Беларусь при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором своих обязательств по договору.
Решением городского исполнительного комитета от 04.08.2011 N 2256 ООО «А» предоставлен в аренду земельный участок сроком до 1 ноября 2011 г., разрешено на нем строительство объекта «Благоустройство прилегающей территории с организацией гостевой стоянки по ул. Б.».
Инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по г. М. 04.10.2011 выдано разрешение на организацию стройплощадки (ограждение территории, устройство подъездных путей, бытовых помещений, эстакады мойки колес) по объекту «Строительство станции технического обслуживания с широким спектром услуг, магазином по продаже автозапчастей, автомойкой, административными помещениями, пунктом общественного питания и салоном по продаже автомобилей по ул. М. в г. М.».
Актом об установлении даты начала строительства от 07.10.2011 комиссией в составе представителей заказчика, генподрядной и субподрядной организации решили считать датой начала строительства 07.10.2011, разрешено производство подготовительных работ на объекте.
Инспекцией Департамента контроля и надзора за строительством по г. М. выданы разрешения на производство строительно-монтажных работ на объекте сроком до 07.01.2012, 06.02.2012, 10.03.2012, 04.08.2012, 01.10.2012, 31.12.2012, 31.05.2013, 31.08.2013.
Решением городского исполнительного комитета от 22.03.2012 N 893 ООО «А» предоставлен земельный участок г. М. в аренду сроком до 01.10.2012 (на срок реализации Инвестиционного проекта в соответствии с договором) для строительства и обслуживания объекта «Станция технического обслуживания с широким спектром услуг, магазином по продаже автозапчастей, автомойкой, административными помещениями, пунктом общественного питания и салоном по продаже автомобилей по ул. М. в г. М.», дано разрешение на строительство.
Решениями городского исполнительного комитета от 31.01.2013 N 140 срок аренды земельного участка под строительство объекта продлен до 01.06.2013, а решением от 22.08.2013 N 2077 — до 01.12.2013.
Решениями городского исполнительного комитета от 23.08.2012 N 2711 согласовано изменение сроков строительства до 01.10.2012, от 20.12.2012 N 3965 — до 31.12.2012, от 27.06.2013 N 1658 — до 31.08.2013.
В связи с исполнением договора в адрес ООО «А» в 2012 году на территорию Таможенного союза ввезены товары, заявленные в декларациях на товары от 13.09.2012, 19.09.2012, 25.10.2012, 08.11.2012, 04.12.2012, и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов на основании подпункта 2.2 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет N 10), согласно которому инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта освобождаются от, в том числе, уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Подтверждающим документом для применения данной льготы является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для указанных объектов, согласованный исполнительным комитетом или государственным органом, принявшим решение о заключении инвестиционного договора, или государственным органом, уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь на его согласование по инвестиционным договорам, заключенным в соответствии с абзацами третьим и четвертым части первой подпункта 1.2 пункта 1 настоящего Декрета, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок согласования такого перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь. В случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанной льготы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость взыскиваются в соответствии с законодательством.
Сторонами не отрицается использование заявленных товаров на объекте «Строительство станции технического обслуживания с широким спектром услуг, магазином по продаже автозапчастей, автомойкой, административными помещениями, пунктом общественного питания и салоном по продаже автомобилей по ул. М. в г. М.».
Приказом директора ООО «А» от 11.04.2014 утвержден акт приемки объекта «Строительство станции технического обслуживания с широким спектром услуг, магазином по продаже автозапчастей, автомойкой, административными помещениями, пунктом общественного питания и салоном по продаже автомобилей по ул. М. в г. М.» в эксплуатацию.
Письмом исх. от 14.04.2014 N 1/2-11/711-1564, адресованном в адрес ООО «А», городской исполнительный комитет потребовал оплаты пени в связи с просрочкой выполнения третьего этапа инвестиционного проекта с 26.01.2013 по 11.04.2014 в сумме 105 600 000 руб.
Платежным поручением от 19.05.2014 ООО «А» добровольно уплатило в бюджет пеню.
В 2016 году деятельность ООО «А» проверена региональной таможней. По результатам проверки был составлен акт камеральной таможенной проверки от 17.02.2016, в котором указано, что, по мнению таможенных органов, в деятельности ООО «А» были выявлены нарушения требований законодательства, которые выразились в нарушении подпункта 2.2 пункта 2 Декрета N 10: использование товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей не для целей реализации инвестиционного проекта, что повлекло за собой обязанность по оплате таможенных платежей и налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза на общую сумму 314 057 112 белорусских рублей.
На данный акт заявителем были направлены возражения исх. от 01.03.2016 N 107.
По результатам рассмотрения возражений региональной таможней было вынесено заключение от 17.03.2016, согласно которому выводы о нарушении заявителем требований законодательства, изложенные в акте проверки, были признаны обоснованными.
Минской региональной таможней 07.04.2016 было принято решение по акту таможенной проверки от 17.02.2016, который был составлен по вопросам использования товара в целях, соответствующих условиям предоставления льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с Декретом N 10, и начислены к уплате таможенные платежи и пени.
Согласно подпункту 1.4 Декрета N 10 в инвестиционном договоре должны быть определены в том числе объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора.
При этом, подпункт 2.2 Декрета N 10 указывает на применение льгот в случае ввоза товара в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Документом, подтверждающим применение льгот, Декрет N 10 предусматривает наличие заключенного инвестиционного договора.
Таким образом, пропуск срока выполнения инвестиционного проекта не является основанием для неприменения льготы в случае наличия действующего инвестиционного договора, а является основанием для начисления неустойки в связи с просрочкой его выполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 395 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) законодательством или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами.
Согласно положениям статьи 401 ГК при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно пункту 23 договора срок действия договора — до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.
Таким образом, поскольку конкретная дата окончания срока действия инвестиционного договора не была определена, договор действовал до окончания сторонами взаимных обязательств и прекратил свое действие 11.04.2014 (при вводе объекта в эксплуатацию).
Данный довод подтверждается положениями пункта 24 договора, в соответствии с которым договор прекращается в том числе в случае «выполнения инвестором своих обязательств по договору».
Пунктом 10.1 договора была предусмотрена возможность одностороннего отказа от договора со стороны Республики Беларусь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, принятых нашим предприятием в рамках данного договора. Однако письменного уведомления об отказе от договора со стороны Республики Беларусь наше предприятие не получало.
В силу пункта 3 статьи 420 ГК договор считается соответственно расторгнутым или измененным в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон.
Сторонами не был расторгнут инвестиционный договор, напротив, решением от 12.09.2014 N 2280 городского исполнительного комитета решил в связи с выполнением инвестором своих обязательств по договору прекратить действие рассматриваемого инвестиционного договора.
Системное толкование вышеуказанных положений законодательства, а также условий договора позволяет прийти к выводу о наличии у заявителя права на льготу, установленную подпунктом 2.2 Декрета N 10, а также отсутствии оснований для взыскания с ООО «А» таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, так как отсутствует нецелевое использование товаров, ввезенных с предоставлением льготы, в связи с чем доводы представителей таможенного органа, а также мнение представителей городского исполнительного комитета не могут быть приняты судом.
С учетом исключения пункта 5 статьи 259 Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2015 г. принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 N 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», государственная пошлина за рассмотрение дела по правилам статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь возлагается судом на заинтересованное лицо — региональную таможню.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190 — 194, 199, 205, 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,
Решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным с момента принятия решение региональной таможни от 07.04.2016 по акту таможенной проверки от 17.02.2016.
Взыскать с региональной таможни в пользу ООО «А» 4 200 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать судебный приказ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в экономический суд апелляционной инстанции в течение 15 дней после его принятия в порядке, установленном статьями 267 — 270 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.