Стратегическое планирование является залогом успешной работы в любом направлении. Данный тезис не чужд и таможенной сфере в Европейском союзе (ЕС). Традиционно Генеральный директорат по Таможенному союзу и налогообложению разрабатывал отдельные программы развития таможенного и налогового направлений (например, «Таможня 2007» и «Таможня 2013», а также «ФИСКАЛИС 2007» и «ФИСКАЛИС 2013» соответственно). Однако в настоящее время готовится проект единой программы развития таможенной и налоговой сфер — «ФИСКАС 2014 — 2020».
«ФИСКАС» разрабатывается в продолжение программ «ФИСКАЛИС 2013» и «Таможня 2013». Необходимость разработки обусловлена существующими параллелями в развитии таможенной и налоговой отраслей, а также общеевропейскими рекомендациями по сокращению количества программ. Однако разрабатываемая программа «ФИСКАС» все равно будет разделяться на таможенный и налоговый сектора с разграничением финансирования между ними.
Общий бюджет программы составляет 777600000 евро, из них на таможенный сектор выделяется 544000000 евро.
При разработке программы в таможенной сфере рассматривались следующие варианты определения ее приоритетов:
1) увеличение поддержки юридических обязательств ЕС, таких как Модернизированный таможенный кодекс (МТК).
Данная опция является продолжением основного сценария развития, настраивающего программу на обеспечение новых потребностей, возникающих в Таможенном союзе. Указанное направление предусматривает внедрение новых информационных систем, предусмотренных европейским таможенным законодательством, с постепенным продвижением общей модели развития информационных технологий и модернизацией основного управления, архитектуры и технологии;
2) увеличение поддержки юридических обязательств ЕС и финансовой поддержки наращивания технической инфраструктуры.
Помимо компонентов предыдущей опции данное направление включает схему финансовой поддержки, позволяющую государствам-членам (ГЧ) запрашивать помощь на получение оборудования для осуществления контроля на сухопутных, морских и воздушных границах, например сканирующих систем или лабораторного оборудования. Указанное направление будет поддерживать необходимость ускорения контроля в контексте развития технологий;
3) увеличение поддержки юридических обязательств ЕС с максимальным акцентом на информационную среду.
Помимо компонентов опции 1 данное направление позволяет таможенным органам ЕС в полной мере получать преимущества совместного развития и функционирования Европейских информационных систем в целях реализации положений МТК и иных актов таможенного законодательства. Указанное направление предусматривает увеличение поддержки государственных органов в целях развития и внедрения необходимой трансъевропейской электронной таможенной среды, а также бизнеса для связи с упомянутыми выше системами.
По результатам проведенного анализа была выбрана опция 3. Однако было отмечено, что реализация отдельных мероприятий в рамках опции 2 возможна в региональных программах ЕС.
С учетом акцента на развитие информационных технологий в приложении к программе содержится описание Европейских информационных систем и их союзных компонентов с разделением на таможенную и налоговую части.
Основной целью программы является поддержка функционирования Таможенного союза и укрепление внутреннего рынка посредством улучшения функционирования налоговых систем через сотрудничество между странами-участницами, их таможенными и налоговыми органами, их официальными и внешними экспертами.
Специфическими целями программы являются:
- поддержка подготовки, эффективного внедрения и четкого применения права ЕС в таможенной и налоговой сферах;
- вклад в эффективное функционирование таможенных и налоговых органов путем усиления их административного потенциала и уменьшения административных барьеров;
- предотвращение мошенничества и уклонения от уплаты налогов и поощрение конкуренции, укрепление безопасности путем усиления сотрудничества с международными организациями, иными государственными органами, третьими странами, экономическими операторами и их сообществами;
- укрепление конкурентоспособности европейского бизнеса путем упрощения торговли и снижения издержек соблюдения законодательства;
- защита финансовых и экономических интересов ЕС его ГЧ посредством борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов;
- поддержка таможенных органов в области защиты граждан и экономики, а также охраны окружающей среды.
Кроме того, в приложении к программе указаны более конкретные, так называемые операционные цели программы:
- выработка комплекса мер по укреплению единообразного понимания и применения таможенного и налогового права ЕС;
- поддержка и упрощение совместных оперативных мероприятий таможенных и налоговых органов;
- развитие и поддержка Европейских информационных систем для таможенных и налоговых целей;
- продолжение повышения уровня знаний и навыков в таможенной и налоговой областях у сотрудников таможенных и налоговых органов и внешних экспертов;
- поддержка развития электронного администрирования в таможенных и налоговых органах, а также у внешних участников;
- поддержка выявления и распространения наилучших практик работы;
- выработка комплекса мероприятий по вовлечению в таможенную и налоговую сферы ЕС третьих стран и внешних экспертов (в целом по ходу программы неоднократно акцентировалось, что она будет нацелена на большее взаимодействие с третьими странами);
- подготовка экспертных групп для решения специфических оперативных задач.
Большое внимание уделено реализации программы, в связи с чем предусмотрены:
- создание отдельного Комитета по реализации «ФИСКАС» в рамках Европейской комиссии и групп по ее реализации в каждой таможенной и налоговой администрации ГЧ;
- весьма прозрачная и жесткая система проведения и контроля закупок в рамках программы;
- механизм контроля реализации программы (в частности, предусмотрена подготовка промежуточного и финального отчетов, мониторинг проводимых мероприятий с применением в этих целях специальных программных средств и др.),
- а также определены возможные участники программы и допустимые в ней мероприятия, инструменты ее реализации.
Текущая реализация будет организована через ежегодные рабочие программы, которые также будут подразделяться на таможенные и налоговые.
В отношении процесса разработки программы интересным является тот факт, что в его рамках были наняты две внешние группы экспертов для:
- проведения мониторинга реализации действующих программ «Таможня 2013» и «Фискалис 2013»;
- разработки предварительного проекта самой программы «ФИСКАС».
Подготовленные экспертами документы были обсуждены на семинарах с представителями таможенных и налоговых органов ГЧ (по отдельности).
Кроме того, было проведено отдельное исследование по будущей стратегии обмена информацией, которая после подготовки была обсуждена на семинаре глав информационных служб таможенных и налоговых органов ГЧ (по отдельности).
В ходе указанных семинаров и по их результатам у участников от таможенных и налоговых органов запрашивались предложения по обсужденным документам, которые учитывались в последующей работе.
Таким образом, можно заключить, что была проделана существенная работа по подготовке программы и серьезным образом проработаны возможные опции развития таможенной и налоговой сфер в Европейском союзе.