В настоящей статье освещаются вопросы организации работы по профилактике правонарушений, цели, задачи и принципы построения системы профилактики правонарушений в таможенных органах.
Предметом постоянной заботы государства были и остаются укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонное соблюдение законности и правопорядка, улучшение работы правоохранительных органов, прокурорского надзора, судопроизводства.
Профилактика правонарушений — совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений, их нейтрализация (ослабление, ограничение) и тем самым обеспечение сокращения числа правонарушений.
Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений. Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство. Органы государственного управления, местного самоуправления, организации, общественные объединения, средства массовой информации и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.
Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.
Как и любая другая область социального управления в обществе, профилактика правонарушений должна отвечать принципам научности, законности гуманизма, целенаправленности и т.д. Она организуется с учетом территориальных и отраслевых условий на началах системности, объективности, конкретности, гласности.
Вместе с тем имеется и комплекс исходных положений, специфичных именно для предупреждения правонарушений.
К таким принципам можно отнести:
- эффективность, нацеленность профилактики на достижение конкретных результатов — направленность на сокращение числа совершаемых правонарушений;
- детальное правовое регулирование, обеспечение законности всех субъектов профилактики, охрана прав и законных интересов лиц, затрагиваемых этими действиями;
- системность и комплексность, предполагающие взаимодействие участников профилактической деятельности;
- программно-целевой подход к профилактике, ее плановость;
- дифференциация и индивидуализация мер профилактики;
- информационная обеспеченность.
Основное направление — совершенствование правовой базы и усиление организационной работы в этой сфере. В связи с этим принят Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон). В данном нормативном документе четко определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это позволит повысить общую координацию работы, сконцентрировать, объединить усилия органов власти и общественных организаций на действительно значимых направлениях.
Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами профилактики правонарушений являются:
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
- Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:
- ведущая роль государства в профилактике правонарушений;
- участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;
- законность;
- комплексность и системность;
- многоуровневость;
- приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
- непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах ее осуществления.
Исходя из норм Закона в таможенных органах разработана Инструкция об организации в таможенных органах Республики Беларусь деятельности по профилактике правонарушений, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17.06.2009 N 332-ОД «Об организации в таможенных органах Республики Беларусь деятельности по профилактике правонарушений» (далее — приказ N 332-ОД).
В приказе N 332-ОД детализирована профилактическая работа таможенных органов.
Профилактика правонарушений, осуществляемая таможенными органами Республики Беларусь, представляет собой комплекс организационных, правовых, социальных и экономических мер, направленных на выявление, изучение, предупреждение и установление причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, осуществляемых на основании анализа и прогнозирования криминогенной обстановки, а также планирования деятельности таможенных органов Республики Беларусь в сфере борьбы с правонарушениями, обеспечение взаимодействия подразделений, оказание реального влияния на криминогенную обстановку.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее — ГТК) и таможни, являясь субъектами профилактики правонарушений, осуществляют меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений в рамках своей компетенции, утверждают комплексные планы профилактических мероприятий, распространяют информацию о проводимых профилактических мероприятиях (за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну), в том числе представляют информацию по запросам государственных органов (организаций), иных организаций и граждан, осуществляют иные полномочия в области профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством.
Компетенция таможенных органов в области профилактики правонарушений распространяется на следующие виды правонарушений:
— против порядка осуществления экономической деятельности и порядка управления:
- контрабанда;
- деяния, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей;
- нарушение норм, устанавливающих запреты либо ограничения на перемещение товаров через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера;
- деятельность в сфере таможенного дела организованных преступных групп и преступных организаций;
— против интересов службы:
- коррупция;
- должностные правонарушения;
— против собственности:
- хищения;
- незаконное расходование бюджетных средств в таможенных органах и организациях, подчиненных ГТК.
Профилактические меры классифицируются по:
- а) содержанию — меры экономического, демографического, политического, идеологического, организационного, технического и правового характера;
- б) объему — общие, индивидуальные;
- в) масштабу — общегосударственные, региональные, местные, ограниченные отдельным объектом, по отраслевому признаку;
- г) объектам, адресатам воздействия — основные направления по видам правонарушений;
- д) механизму действия — устраняющие, нейтрализующее действие причины и условия совершения правонарушения;
- е) интенсивности — длительного воздействия, краткосрочные.
В пределах своей компетенции таможенными органами Республики Беларусь осуществляются:
- меры общей профилактики правонарушений:
- комплексные профилактические мероприятия, в том числе межведомственные, по предупреждению коррупции, должностных правонарушений, контрабанды, деятельности организованных преступных групп и преступных организаций в сфере таможенного дела;
- проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности по расходованию бюджетных средств в таможенных органах Республики Беларусь и организациях, подчиненных ГТК, а также проверки состояния работы по недопущению хищений;
- мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, нарушением норм, устанавливающих запреты либо ограничения на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
- правовое просвещение граждан, в том числе публикации в средствах массовой информации (далее — СМИ), конференции, «круглые столы», семинары, лекции и т.д.;
- внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
меры индивидуальной профилактики правонарушений:
- профилактические беседы;
- официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;
- информирование о причинах и условиях противоправного поведения;
- профилактический учет.
Второе направление выделено особо — профилактическая работа среди молодежи.
Без знания и понимания причин совершения правонарушений молодых людей, полной самоотдачи ответственных административных органов, органов образования, культуры, спорта, молодежной политики, СМИ и общественных организаций, непосредственно работающих с детьми и молодежью, нельзя продвинуться вперед в решении данной проблемы.
Так, в целях популяризации работы таможенных органов в учебных заведениях проводятся встречи с учащимися, в ходе которых освещается сущность деятельности таможенных органов, требований таможенного законодательства.
Третье направление — привлечение к профилактической работе общественных организаций и граждан. В этих целях в ГТК создан и функционирует Общественный совет, в состав которого входят представители ГТК, руководители промышленных предприятий и общественных организаций. На заседаниях совета обсуждаются проблемные вопросы, в том числе и направленные на профилактику правонарушений в сфере таможенного дела.
Четвертое направление — переподготовка кадров и повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению предприятий Республики Беларусь. Данная работа проводится в системе профессиональной подготовки кадров в учреждении образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь». В СМИ постоянно освещаются факты задержания незаконно перемещаемых товаров, публикуются материалы, направленные на освещения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела.
Еще одним из направлений является совершенствование законодательства в сфере таможенного дела. В этих целях ГТК постоянно принимает участие в нормотворческом процессе. Данная работа заключатся в совершенствовании таможенного законодательства как в Республике Беларусь, так и в рамках Таможенного союза. Исходя из норм материального права, регулирующего таможенные отношения, изменяется уголовное и административное законодательство, направленное на защиту этих отношений.
Анализ правоохранительной деятельности таможенных органов позволяет сделать выводы, что, несмотря на проводимую таможенными органами работу, количество правонарушений против порядка таможенного регулирования, порядка налогообложения в области предпринимательской деятельности, в отношении которых таможенные органы уполномочены вести административный процесс, растет. К наиболее часто совершаемым правонарушениям можно отнести неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, нарушение установленного срока представления статистической декларации, недекларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь, незаконные ввоз, перевозка, хранение алкогольных напитков и табачных изделий, производство, переработка и хранение этилового спирта и табачного сырья. В целях устранения причин и условий совершения указанных правонарушений ГТК направленно проводит профилактическую работу. Только совместными усилиями всех субъектов профилактики можно снизить рост совершаемых правонарушений.