Процедура подачи обращений гражданами и юридическими лицами и порядок обжалования решений, принятых по результатам рассмотрения обращений, в рамках Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Реализация прав, свобод и (или) законных интересов граждан и юридических лиц, не связанных с их нарушением, а также порядок сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей урегулированы Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях) и Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее — Указ N 498), за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения обращений граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Под иным порядком рассмотрения понимается рассмотрение обращений в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (пункт 1 статьи 2 Закона об обращениях и пункт 1 Указа N 498).

Обращения граждан и юридических лиц (далее — заявители) подаются в письменной или электронной форме, излагаются в устной форме в организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях (пункты 1, 2 статьи 10 Закона об обращениях).

Подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Однако законодатель установил срок для подачи жалобы — в течение трех лет со дня, когда заявители узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. По уважительной причине при наличии подтверждающих документов указанный 3-годичный срок может быть восстановлен по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя (статья 11 Закона об обращениях).

Требования, предъявляемые к обращениям, а также порядок их приема и регистрации установлены в статьях 12, 13 Закона об обращениях.

Обращения признаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им даны (в случае устных обращений) либо направлены (в случае письменных обращений) письменные ответы не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (статья 14, пункт 3 статьи 17 Закона об обращениях).

Порядок и сроки обжалования ответа на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу установлены в статье 20 Закона об обращениях.

Так, заявителем подается жалоба в вышестоящую организацию. И после обжалования в вышестоящую организацию заявителем могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством (пункты 1 — 3 статьи 20 Закона об обращениях):

  • ответ на обращение или
  • решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу.

Таким образом, подача жалобы в вышестоящую организацию является препятствием для обращения с заявлением в суд, т. е. Законом об обращениях предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В случае если при рассмотрении жалобы вышестоящей организацией принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации, то такое решение может быть обжаловано в суд (пункт 4 статьи 20 Закона об обращениях).

Ответ индивидуального предпринимателя на обращение, а также в случае отсутствия вышестоящей организации ответ на обращение заявителя или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы непосредственно в суд в порядке, установленном законодательством (пункт 6 статьи 20 Закона об обращениях).

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.

Например, в случае подачи заявителем непроцессуального обращения в суд, в котором ставится вопрос о незаконности судебного постановления либо законности действий (бездействия) судебного исполнителя, такое обращение подлежит оставлению без рассмотрения.

При этом в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 15 Закона об обращениях заявителю разъясняется установленный законодательством порядок обращения для решения вопросов, изложенных в обращении (в частности, порядок, установленный Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и т. п.).