Вопрос: Пунктом 4 части первой статьи 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат доказыванию характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение. Чем являются иные обстоятельства, влияющие на вид и размер взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение в контексте п. 4 ч. 1 ст. 6.2 названного Кодекса?
Ответ: Исходя из содержания нормы, предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), прежде всего, по нашему мнению, речь идет об обстоятельствах, смягчающих (ст. 7.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)) или отягчающих административную ответственность (ст. 7.3 КоАП). Следует учитывать, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым, т.е. по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс, его представителя или защитника, а также по собственной инициативе суда либо органа, ведущего административный процесс, таким обстоятельством может быть признано практически любое обстоятельство, которое может смягчить ответственность виновного лица. Учет смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств является результатом свободной оценки доказательств, которая осуществляется судом или органом, ведущим административный процесс, при доказывании в административном процессе. Таким образом, любое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, должно подтверждаться доказательствами, содержащимися в материалах дела об административном правонарушении. К примеру, если виновное лицо в качестве смягчающего ответственность обстоятельства указывает на наличие у него на иждивении малолетнего ребенка, то данное обстоятельство должно подтверждаться не только его объяснениями в протоколе опроса, но и документально. Это и свидетельства о рождении детей, и внесенные в установленном законодательством порядке записи в паспорте о наличии детей, справки и т.п.
Вместе с тем иные обстоятельства в контексте п. 4 ч. 1 ст. 6.2 ПИКоАП, полагаем, не исчерпываются только смягчающими и отягчающими ответственность. Из содержания конкретных мер административной ответственности вытекают и некоторые иные обстоятельства. К примеру, при наложении административного взыскания в виде административного ареста следует учитывать, способно ли виновное лицо по состоянию здоровья подвергаться указанной мере административного взыскания (отсутствие, к примеру, инфекционных, легочных и некоторых других заболеваний). Особо также следует обратить внимание на учет положений ст. 4.7 КоАП о том, что отдельные виды административных взысканий не могут применяться в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
При назначении административного взыскания в виде депортации важно установить страну, из которой прибыл иностранный гражданин или лицо без гражданства, поскольку именно эта страна может быть в списке стран, куда будет осуществлена депортация этого лица из Республики Беларусь. Для определения страны прибытия имеет значение и транспорт, на котором прибыло лицо. При назначении депортации также могут быть учтены такие обстоятельства, как наличие недвижимости либо родственников на территории Республики Беларусь, с которыми виновное лицо поддерживает постоянный контакт, а также наличие постоянных деловых связей с контрагентами на территории Республики Беларусь и др.