Решение экономического суда Гродненской области от 04.06.2015 (дело N 102-10/2015)

Обстоятельства: В декларациях в отношении классификации товаров были заявлены недостоверные сведения. Также не были подтверждены сведения о стране происхождения товаров. Таможенный орган доначислил таможенные платежи и пени.

Требование: О признании недействительным решения таможенного органа.

Решение: Требование не удовлетворено, поскольку товар классифицировался в другой товарной позиции, отменены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.

Название документа: Решение экономического суда Гродненской области от 04.06.2015 (дело N 102-10/2015)

Примечание к документу

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 07.07.2015 (дело N 102-10/2015/51А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению иностранного общества с ограниченной ответственностью «С» (далее — ИООО «С») к региональной таможне о признании недействительным решения региональной таможни от 14.11.2014, с участием представителей,

Установил:

ИООО «С» обратилось в экономический суд Гродненской области с заявлением о признании недействительным решения региональной таможни от 14.11.2014.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что в основе указанного решения лежит неверное применение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), решение таможни не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. В частности заявитель указывает на то, что на протяжении всего периода деятельности производства, при заявлении предприятием в отношении заготовок из черных металлов (цельные круглые) штампованные без дальнейшей обработки, предназначенных для производства легкооткрывающихся крышек для металлических консервных банок кода ТН ВЭД ТС: 7326 90 930 0 «Изделия прочие из черных металлов: прочие: изделия прочие из черных металлов: штампованные»; 7326 90 930 9 «Изделия прочие из черных металлов: прочие: штампованные: прочие» региональной таможней достоверность классификации под сомнение не ставилась; письмом региональной таможни от 12.05.2011 «О согласовании дополнения к перечню товаров» помещение товара «заготовки круглые из жести» (сырье и материалы для производства) было согласовано при условии его классификации по коду ТН ВЭД ТС 7326 (позиция 19 перечня), предварительного решения по классификации товаров «заготовки из черных металлов (цельные круглые) штампованные без дальнейшей обработки диаметром 83 мм, предназначены для производства легкооткрывающихся крышек для металлических консервных банок», «заготовки из черных металлов (цельные круглые) штампованные без дальнейшей обработки диаметром 73 мм, предназначены для производства легкооткрывающихся крышек для металлических консервных банок» (далее — товары «заготовки крышек») таможенными органами Таможенного союза не принималось. Предприятие полагает, что при определении того, обладает ли товар «заготовки крышек» основным свойством товара легкооткрывающихся крышек для металлических консервных банок, классифицируемым в подсубпозицию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза — 8309 90 900 0 как готовое изделие, а именно «Пробки, колпачки и крышки (включая крончатые колпачки, завинчивающиеся колпачки и пробки с устройством для разливки), закупорочные крышки для бутылок, пробки нарезные, оболочки пробок, герметизирующие и прочие упаковочные принадлежности, из недрагоценных металлов: прочие: прочие» следует исходить из возможности использовать данный товар по его прямому назначению без выполнения операций по его доработке с использованием иных материалов (товаров), Основное правило интерпретации (далее — ОПИ) 2а) позволяет классифицировать заготовку как готовое изделие в тех случаях, когда ее доработка в таковое не требует применения (использования) дополнительных материалов (товаров) (II), когда для доработки заготовки в готовое изделие заготовка подвергается базовой технологической операции и не приращивает свою конечную стоимость за счет дополнительно используемых компонентов и деталей. Как указывает заявитель, неоднозначность подхода таможенных органов к классификации сырьевых компонентов, ввозимых предприятием для последующей переработки на территории Таможенного союза, повлекшего перерасчет таможенных платежей, придание такому подходу обратной силы на более чем трехлетний период ставит предприятие перед вопросом о целесообразности дальнейшего инвестирования производства и его модернизации, вплоть до отказа от осуществления экономической деятельности.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором ссылается на то, что решение региональной таможни от 14.11.2014 является законным и обоснованным, с учетом положений примечания 2 к разделу XV ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ 1, 2а) товар «заготовки крышек» классифицируется в товарной позиции 8309 ТН ВЭД ТС, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подтвердил правильность классификации спорного товара.

Заявитель обратился в суд с ходатайствами о направлении запроса через Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в Комитет по гармонизированной системе Всемирной таможенной организации и в адрес Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии для получения разъяснения по решению по классификации региональной таможни от 14.11.2014 и приостановления рассмотрения дела до получения ответа Евразийской экономической комиссии по классификации товаров, которые отклонены судом ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Представитель заявителя поддержал требование по мотивам, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица просили в удовлетворении заявления отказать по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.

Заслушав пояснения сторон, изучив доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, на основании предписания на проведение выездной таможенной проверки от 08.09.2014 должностными лицами региональной таможни была проведена внеплановая выездная таможенная проверка ИООО «С» по вопросу соблюдения требований таможенной процедуры (режима) свободной таможенной зоны за период с 01.01.2010 по 20.08.2014.

В ходе проведения внеплановой выездной таможенной проверки ИООО «С» было установлено следующее:

  1. заявление в декларациях на товары недостоверных сведений в отношении классификации товаров «заготовки крышек» в соответствии с ТН ВЭД ТС;
  2. неподтверждение страны происхождения ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории свободной экономической зоны товаров «крышка металлическая легковскрываемая диаметром 73 мм» и «крышка металлическая легковскрываемая диаметром 83 мм» (далее — товар «крышки»), изготовленных из ранее помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны иностранных товаров.

Согласно решению региональной таможни от 14.11.2014 по акту таможенной проверки от 20.10.2014 у ИООО «С» возникла обязанность по уплате таможенных платежей и пеней, сумма доначисленных таможенных платежей и пеней составила 5 703 673 897 белорусских рублей.

Как видно из материалов дела, ИООО «С» на таможенную территорию Таможенного союза были ввезены и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товары «заготовки крышек», при таможенном декларировании которых были заявлены коды ТН ВЭД ТС:

  • 7326 90 930 0 «Изделия прочие из черных металлов: прочие: изделия прочие из черных металлов: штампованные»;
  • 7326 90 930 9 «Изделия прочие из черных металлов: прочие: штампованные: прочие».

Для юридических целей классификация товаров, в первую очередь, осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 1 — 6, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ТС. При этом классификация на уровне субпозиций и подсубпозиций осуществляется с применением ОПИ 6, т. е., в первую очередь, исходя из текстов соответствующих субпозиций и подсубпозиций, и дополнительных примечаний к ним.

Согласно материалам таможенной проверки, товары «заготовки крышек» представляют собой штампованные изделия из металла, соответствующие по форме и размерам готовым крышкам. Предназначены для изготовления крышек для закрывания жестяных банок, имеют определенный размер и специальную форму с закругленным краем и штампованными выемками, в одной из которых нанесен полимерный слой, что идентифицирует данный товар в качестве заготовки, которая может быть использована для доработки в готовую крышку.

В товарную позицию 7326 ТН ВЭД ТС включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в товарные позиции 7301 — 7325 или оговоренных в примечании 1 к разделу XV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях ТН ВЭД ТС.

В соответствии с примечанием 2 к разделу XV ТН ВЭД ТС, при условии соблюдения положений 2 абзаца 2 данного примечания и примечания 1 к группе 83 ТН ВЭД ТС, изделия, включаемые в группу 82 или 83, исключаются из групп 72 — 76 и 78 — 81 ТН ВЭД ТС.

При этом к товарной позиции 8309 ТН ВЭД ТС относятся изделия из недрагоценных металлов (часто вместе с шайбами или другими соединительными деталями из пластмассы, резины, пробки и т. д.), используемые для закупоривания или закрывания барабанов, бочек, бутылок и т. д. или для опечатывания ящиков или прочих упаковок, в том числе крышки с надсеченным язычком и кольцом из недрагоценного металла, используемые, например, для банок для напитков или продуктов.

Согласно положениям ОПИ 2а) любая ссылка на наименование товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, это товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара.

Положения данного ОПИ также распространяются на заготовки, если они не выделены в конкретную товарную позицию. Термин «заготовка» означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие или часть. При этом положениями ОПИ 2а) не установлены какие-либо критерии и требования относительно процесса либо стоимости доработки «заготовок» в конечное изделие.

При таких обстоятельствах, с учетом положений примечания 2 к разделу XV ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ 1, 2а) товары «заготовки крышек» классифицированы таможней в товарной позиции 8309 ТН ВЭД ТС.

Указанное решение региональной таможни заявителем обжаловалось в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который своим решением от 09.02.2015 оставил его без изменения, а жалобу заявителя — без удовлетворения.

В силу статьи 50 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) ТН ВЭД ТС применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.

Согласно пункту 2 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

На основании пункта 3 статьи 52 ТК ТС в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по их классификации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2010 N 56 «О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности» установлено, что решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС принимают таможенные органы.

Таким образом, проверка правильности классификации товаров и принятие решения по их классификации отнесены законодателем к исключительной компетенции таможенных органов.

Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 02.09.2008 N 73 «О решении таможенных органов о классификации товара, принимаемого в случае установления нарушения правил классификации товаров» определено, что в случае установления нарушения правил классификации товаров при проверке документов и сведений таможенный орган вправе осуществить классификацию товаров путем принятия в письменной форме решения о классификации товара. Решение о классификации товара может приниматься в виде письма таможенного органа Республики Беларусь, составленного в произвольной форме, либо являться составной частью решения по акту таможенной проверки либо решения о необходимости взыскания таможенных платежей, процентов и пеней.

На основании статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств — членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.

Статьей 94 ТК ТС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности. Исходя из норм статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками, и при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Также согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.

Согласно статье 179 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, т. е. декларантом заявляются таможенному органу сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Статьей 189 ТК ТС определено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС.

Таким образом, принятие таможенным органом решения о выпуске товаров не исключает возможности проведения таможенным органом после выпуска таких товаров таможенного контроля.

Учитывая, что унитарным предприятием по оказанию услуг «Отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» отменены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные в отношении товара «крышки», сведения о стране происхождения данных товаров ИООО «С» не подтверждены и таможенные платежи подлежат уплате.

Суд также учитывает, что согласно пункту 4 статьи 52 ТК ТС коды товаров по ТН ВЭД ТС, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товара. В случае затруднения в определении кода товара либо сомнений в правильности классификации товара любое заинтересованное лицо вправе обратиться в таможенный орган за получением предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Порядок и условия принятия предварительного решения определены статьями 53 — 55 ТК ТС.

Наличие предварительного решения позволяет избежать ошибок при декларировании товаров и свести к минимуму риски при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Предварительно решение является обязательным при таможенном декларировании товара и может использоваться заинтересованным лицом в течение трех лет со дня его принятия.

Вместе с тем, заявитель ранее не воспользовался предоставленным законодателем правом получения предварительного решения по классификации указанного товара до его таможенного декларирования.

Проверка правильности классификации товаров и принятие решения по их классификации отнесены законодателем к компетенции таможенных органов. По мнению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, направление в международные организации запросов по данному вопросу нецелесообразно, порядок классификации указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности подробно изложен в письме Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.02.2015, данный порядок в полной мере соответствует принципам и правилам классификации товаров, содержащихся в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ВТО.

На основании вышеизложенного, заявление ИООО «С» к региональной таможне о признании недействительным решения региональной таможни от 14.11.2014 удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 190 — 193 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,

Решил:

В удовлетворении заявления ИООО «С» к региональной таможне о признании недействительным решения региональной таможни от 14.11.2014 отказать.

Принятые меры по обеспечению заявления сохраняются до вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гродненской области в течение 15 дней после его принятия.

До обращения с жалобой в вышестоящие судебные инстанции обязательно прохождение стадии апелляционного обжалования.