Компетенция таможенных органов предусматривает полномочия на осуществление различных форм таможенного контроля. Хотя целью их применения является обеспечение прежде всего таможенного оформления товаров, вместе с тем выявление и пресечение административных правонарушений в сфере экономической безопасности нашего государства (преимущественно административных таможенных правонарушений) также зачастую является результатом таможенного контроля.
Статья 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) регламентирует следующие формы таможенного контроля:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- получение объяснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- личный таможенный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
- проверка системы учета товаров и отчетности;
- таможенная проверка.
Изучение главы 16 ТмК ТС позволяет отметить определенное сходство отдельных форм таможенного контроля с административно-процессуальными действиями, предусмотренными Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Речь идет прежде всего о тех формах таможенного контроля, которые имеют ярко выраженный поисковый характер: устный опрос и получение объяснений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий. Очевидно, что указанные формы таможенного контроля по своему содержанию схожи с такими административно-процессуальными действиями, как опрос, осмотр, личный обыск задержанного. Вместе с тем каково значение форм таможенного контроля, имеющих поисковый характер при выявлении признаков административного правонарушения, в отношении которого административный процесс может осуществляться таможенными органами?
Значение форм таможенного контроля и результатов их осуществления в виде предусмотренных таможенным законодательством документов, составляемых таможенными органами, как представляется, можно рассматривать в двух формах:
- в качестве поводов и оснований к началу административного процесса;
- в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении.
В качестве повода к началу административного процесса результаты таможенного контроля выступают в том случае, когда они содержат первичную информацию об административном правонарушении, к примеру, когда в результате таможенного досмотра транспортного средства выявлено незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В этом случае составляется предусмотренный таможенным законодательством документ, фиксирующий факт, ход и результаты таможенного контроля (акт осмотра, досмотра, акт осмотра помещения и территории, объяснения и др.). К данному документу составляется докладная записка, раскрывающая особенности проведения таможенного контроля при выявлении признаков административного правонарушения в сфере компетенции таможенных органов. Отраженная в результатах таможенного контроля информация об административном правонарушении представляет собой основания к началу административного процесса.
Однако на этом значение результатов таможенного контроля не исчерпывается, поскольку нормы главы 6 ПИКоАП предусматривают возможность их использования в качестве источника доказательств.
Обращаясь к статье 6.11 ПИКоАП, можно увидеть, что используемую в ней формулировку «иные документы и другие носители информации» трактуют достаточно широко, позволяя вовлечь в процесс доказывания по делу об административном правонарушении широкий перечень непроцессуальных документов и носителей информации, полученных до начала или вне административного процесса. Это относится и к документам, составляемым в результате таможенного контроля. Часть 2 статьи 6.3 ПИКоАП позволяет отнести к числу источников доказательств документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном ПИКоАП и иными законодательными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 6.11 ПИКоАП к документам (в т.ч. и рассматриваемым нами документам, составляемым по результатам таможенного контроля) в качестве источника доказательств предъявляются лишь следующие требования:
- удостоверение документа физическим лицом или должностным лицом юридического лица (критерий допустимости доказательств);
- способность сведений, содержащихся в документе, иметь значение для принятия решения по делу об административном правонарушении (относимость).
Столь узкая трактовка требований к доказательственной информации представляется возможной лишь в контексте учета критериев оценки доказательств в порядке, предусмотренном в статье 6.14 ПИКоАП. Применяя нормы данной статьи к документам, составленным по результатам таможенного контроля, следует указать на наличие критериев достоверности и достаточности. Представляется, что и достоверность, и достаточность результатов таможенного контроля в качестве источника доказательств в административном процессе в большой степени зависят от организационно-тактических аспектов осуществления отдельных форм таможенного контроля. Это прежде всего касается уже ранее упомянутых действий поискового характера: таможенных осмотра и досмотра, осмотра помещений и территорий, устного опроса и получения объяснений. Однако может относиться и к таможенному наблюдению, проверке документов и сведений, таможенной проверке. Такие организационно-тактические аспекты относятся как к применению соответствующих научно-технических средств (к примеру, технических средств таможенного контроля), так и к применению выработанных наукой и практикой рекомендаций, позволяющих получить достоверную доказательственную информацию в том ее количественно-качественном состоянии, которое позволяет приблизиться к законному, обоснованному и справедливому решению по делу об административном правонарушении. Представляется, что разработанные криминалистикой положения об организации и тактике осмотра, обыска и допроса хотя и являются применимыми при осуществлении таможенного контроля, однако нуждаются в доработке с учетом специфики данного рода деятельности таможенных органов.