Сдача в аренду транспортных средств физическим лицам без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа) является достаточно распространенным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. В процессе ее осуществления на практике зачастую возникают вопросы, касающиеся как гражданско-правовых отношений сторон, так и публично-правовых аспектов осуществления данного вида деятельности. В связи с этим рассматриваемая тема является достаточно актуальной и будет проанализирована в настоящей статье в аспекте правового регулирования и правоприменительной практики.
Отношения сторон по сдаче в аренду транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации опосредуются договором аренды транспортного средства без экипажа. Согласно части первой статьи 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно части первой статьи 613 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
ГК является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по договору аренды, в том числе договору аренды транспортного средства без экипажа. В ГК договору аренды транспортного средства посвящен параграф 3 главы 34, который содержит специальные нормы, регулирующие отношения по рассматриваемому договору. Следует отметить, что договор аренды транспортного средства является видом договора аренды — самостоятельного договора. В связи с этим нормы параграфа 1 главы 34 ГК, посвященные общим положениям о договоре аренды, применяются к отношениям по договору аренды транспортного средства без экипажа в части, не урегулированной параграфом 3 главы 34 ГК (статья 596 ГК). Также следует отметить, что на отношения между физическими лицами (арендаторами) и субъектами хозяйствования (арендодателями), возникающие из договора аренды транспортного средства, распространяется действие Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей».
Отдельный интерес представляет вопрос о соотношении норм о договоре проката и договоре аренды транспортных средств без экипажа в ситуации, когда арендодатель осуществляет сдачу в аренду транспортных средств в качестве постоянной предпринимательской деятельности. С одной стороны, такому договору аренды присущи признаки договора проката, по которому арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование (часть первая пункта 1 статьи 597 ГК). С другой стороны, предметом рассматриваемого договора является транспортное средство, аренда которого регулируется специальными нормами ГК — параграфом 3 главы 34.
Частью первой пункта 60 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590 (далее — Правила бытового обслуживания), предусмотрено, что исполнители (арендодатели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению транспортных средств в аренду потребителям) заключают с потребителями договоры аренды транспортных средств без экипажа, то есть без оказания услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Потребитель в течение всего срока указанного договора обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства. Однако законодательством не запрещено предоставление в аренду потребителям транспортных средств по договору аренды транспортного средства с экипажем.
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору только транспортное средство во владение и пользование. Управление и техническая эксплуатация транспортного средства осуществляются арендатором. Так, согласно статье 616 ГК арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию. Согласно пункту 2 статьи 618 ГК арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства. Таким образом, в договоре рекомендуется определить, для каких целей арендатор вправе использовать транспортное средство. Например, если арендодатель передает транспортное средство в аренду исключительно для личного использования арендатором, это целесообразно указать в договоре.
Согласно части второй пункта 60 Правил бытового обслуживания механическое транспортное средство, на управление которым требуется подтверждение права управления, предоставляется потребителю в качестве предмета договора аренды только при наличии у потребителя водительского удостоверения и талона к нему. Техническое состояние предоставляемого механического транспортного средства должно соответствовать требованиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности. Исполнитель также обязан передать потребителю вместе с механическим транспортным средством документы, которые в соответствии с законодательством должен иметь при себе водитель (часть третья пункта 60 Правил бытового обслуживания). К указанным документам, в частности, относятся свидетельство о регистрации транспортного средства, сертификат о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства. Доверенность арендатору на право владения и пользования транспортным средством в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, не требуется, поскольку право владения и пользования транспортным средством передается арендатору на основании заключенного сторонами договора аренды транспортного средства.
Что касается заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, предаваемого в аренду, то существует мнение о наличии противоречия между нормами законодательства, регулирующими отношения в области указанного вида обязательного страхования и возмещения вреда, причиненного транспортным средством, и сложившейся практикой передачи в аренду транспортных средств. Так, согласно статье 619 ГК ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 58 ГК. Согласно части второй пункта 1 статьи 948 ГК обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (статья 611 ГК)), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п. Согласно абзацу седьмому пункта 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности» (далее — Положение), страхователь — владелец транспортного средства, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно абзацу третьему пункта 149 Положения владельцы транспортных средств — юридические и физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством собственниками или иными законными владельцами транспортных средств (в силу права хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании договора аренды, доверенности на управление транспортным средством либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором). Таким образом, арендатор транспортного средства назван в качестве субъекта гражданской ответственности за вред, причиненный транспортным средством, в ГК и в качестве страхователя в Положении. В связи с этим некоторые субъекты правоприменительной практики приходят к выводу, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должен быть в обязательном порядке заключен арендатором, а возложение обязанности заключить такой договор на арендодателя по договору аренды транспортного средства без экипажа не допускается. Однако следует отметить, что такой вывод не согласуется с существующей практикой предоставления транспортных средств в аренду. Так, сроки, на которые может быть заключен договор внутреннего страхования, предусмотрены пунктом 164 Положения. На практике же достаточно распространенной услугой является предоставление транспортных средств в аренду на сутки. Договор внутреннего страхования, в свою очередь, не может быть заключен на одни или несколько суток (пункт 164 Положения). Кроме того, на практике арендодатели, осуществляющие предоставление в аренду транспортных средств на сутки в качестве предпринимательской деятельности, заключают договоры внутреннего или комплексного внутреннего страхования в отношении всех транспортных средств, предназначенных для передачи в аренду. При наличии в отношении транспортного средства договора внутреннего (комплексного внутреннего) страхования, заключенного арендодателем, арендатору нет необходимости заключать такой договор в отношении данного транспортного средства. Более того, согласно части шестой пункта 156 Положения в отношении транспортного средства его владельцем может быть заключен только один договор по соответствующему виду договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в частности, договор внутреннего (комплексного внутреннего) страхования). В связи с этим при передаче транспортного средства в аренду арендодатель передает арендатору страховое свидетельство о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В свете изложенного возникает вопрос о том, каким образом описанная ситуация, существующая на практике, согласуется с нормами ГК, возлагающими ответственность за вред, причиненный транспортным средством, на арендатора. Если предположить, что арендатор обязан заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то при неисполнении данной обязанности арендатор может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Однако нам представляется, что обязанность арендатора нести ответственность за вред, причиненный транспортному средству, предусмотренная ГК, не идентична обязанности заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Тот факт, что арендатор в соответствии с ГК несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством, не возлагает на него безусловной обязанности заключить указанный договор. Такой договор в отношении данного транспортного средства может быть заключен арендодателем, и арендодатель в этом случае может передать арендатору страховое свидетельство о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Представляется, что в случае передачи транспортного средства в аренду на одни или несколько суток (на срок, на который договор внутреннего страхования не может быть заключен в соответствии с пунктом 164 Положения) арендодатель обязан передать арендатору страховое свидетельство о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такая обязанность арендодателя следует из пункта 2 статьи 582 ГК, согласно которому имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков. В рассматриваемом случае арендатор не имеет возможности заключить договор внутреннего страхования (часть шестая пункта 156, пункт 164 Положения). Без заключения же договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств эксплуатация транспортного средства не допускается. В связи с этим обязанность заключить указанный договор и передать арендатору страховое свидетельство о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств несет арендодатель. Арендатор в свою очередь вправе потребовать передачи ему указанного страхового свидетельства, поскольку без него арендатор не имеет возможности пользоваться транспортным средством (часть вторая пункта 2 статьи 582 ГК). Представляется также, что такая практика не противоречит и нормам Положения. Абзацем третьим пункта 149 Положения лишь определено, кто относится к владельцам транспортных средств, которые могут быть страхователями по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Так, страхователем может быть как собственник, так и арендатор транспортного средства. Любой из указанных владельцев транспортного средства может заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с соблюдением норм Положения. Наличие в отношении транспортного средства действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного собственником, исключает необходимость заключения такого договора арендатором. Что касается статей 619 и 948 ГК, то заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств арендодателем не освобождает арендатора от ответственности за вред, причиненный транспортным средством, и поэтому не противоречит указанным правовым нормам.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сдаче в аренду транспортных средств лицензированию не подлежит.
В случае если на стороне арендодателя выступает индивидуальный предприниматель, то при осуществлении деятельности по сдаче в аренду транспортных средств без экипажа он уплачивает единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (подпункт 1.23 пункта 1 статьи 296 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Согласно статье 619 ГК ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 58 ГК, поскольку по договору аренды транспортного средства без экипажа арендатор осуществляет управление транспортным средством как источником повышенной опасности (статья 948 ГК).
Говоря об ответственности сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа, нельзя не коснуться вопроса об административной ответственности за административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 18 КоАП). Многих арендодателей, в особенности индивидуальных предпринимателей, интересует вопрос о том, каким образом в некоторых ситуациях арендодатель может обезопасить себя от административной ответственности за административные правонарушения, которые потенциально может совершить арендатор, управляя переданным ему в аренду транспортным средством. Применительно к данному вопросу следует остановиться на двух основных проблемах, которые могут возникнуть в случае сдачи в аренду транспортного средства без экипажа. Первая проблема связана с возможностью привлечения арендодателя как собственника транспортного средства к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, в то время как фактически данные административные правонарушения совершит арендатор, управляющий транспортным средством. Так, согласно части 1 статьи 4.9 КоАП в случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 статьи 4.9 КоАП. Согласно части 2 статьи 4.9 КоАП в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством. Согласно части 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП в случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения. Согласно части 4-1 статьи 10.3 ПИКоАП копия постановления в течение трех дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено.
Таким образом, арендодатель может неожиданно для себя быть привлеченным к административной ответственности за, например, превышение скорости движения (статья 18.13 КоАП) или нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (статья 18.22 КоАП), о чем он получит копию постановления о наложении административного взыскания в соответствии с частью 4-1 статьи 10.3 ПИКоАП. Следует отметить, что согласно части 5-1 статьи 10.3 ПИКоАП, если физическое лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10-3 ПИКоАП, и подало об этом письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства в течение одного месяца со дня получения копии постановления о наложении административного взыскания, а также в случае опротестования такого постановления данное постановление утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста). В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, предусмотренном ПИКоАП, с учетом положений статьи 4.9 КоАП и части 5 статьи 2.7 ПИКоАП. Согласно же части 5 статьи 2.7 ПИКоАП должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в превышении им скорости движения, нарушении правил остановки или стоянки транспортного средства, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Таким образом, даже в случае, если собственник транспортного средства — индивидуальный предприниматель или работник юридического лица — собственника транспортного средства подаст в установленный срок письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства о своем несогласии с привлечением к административной ответственности, такое заявление само по себе, равно как и утрата силы постановлением о наложении административного взыскания, не освободит его от административной ответственности. Чтобы избежать привлечения к административной ответственности в рассматриваемой ситуации, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно доказать свою невиновность в совершении правонарушения, в том числе наличие обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 4.9 КоАП.
Как указано выше, частями 3 и 4 статьи 4.9 КоАП предусмотрены исключения из правила, установленного частью 1 статьи 4.9 КоАП. Так, согласно части 3 статьи 4.9 КоАП при наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП, информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо. Согласно части 4 статьи 4.9 КоАП собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Таким образом, на основании части 4 статьи 4.9 КоАП многие арендодатели транспортных средств делают вывод, что нахождение транспортного средства во владении и пользовании арендатора может быть подтверждено договором аренды и актом приема-передачи транспортного средства арендатору и такое подтверждение освобождает арендодателя от административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 4.9 КоАП. Однако, как показывает практика, договор аренды транспортного средства, акт приема-передачи транспортного средства арендатору, доверенность на право владения, пользования и распоряжения транспортным средством и другие подобные документы не рассматриваются органами внутренних дел в качестве доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в момент совершения правонарушения транспортным средством управляло другое лицо. В договоре аренды транспортного средства без экипажа необходимо предусмотреть обязанности и ответственность арендатора в случае наступления для арендодателя негативных последствий, связанных с его возможным привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 4.9 КоАП. Однако такие меры не дают абсолютной гарантии того, что арендодателю удастся полностью избежать указанных негативных последствий.
Вместе с тем представляется, что при решении вопроса о том, кто (арендатор или арендодатель) должен быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 4.9 КоАП, следовало бы принимать во внимание наличие надлежащим образом оформленных договора аренды транспортного средства без экипажа и акта приема-передачи транспортного средства арендатору. Часть 1 статьи 4.9 КоАП устанавливает, что административной ответственности подлежит не только собственник, но и иной законный владелец. При заключении договора аренды транспортного средства без экипажа и наличии акта приема-передачи, подтверждающего передачу транспортного средства арендатору в соответствии с договором, владельцем транспортного средства следует считать арендатора. В связи с этим к административной ответственности в рассматриваемом случае следовало бы привлекать именно арендатора. Так же как и наличие права собственности на транспортное средство предполагает его использование собственником, наличие договора аренды и акта приема-передачи арендованного транспортного средства арендатору предполагает использование транспортного средства арендатором, если не доказано иное. Привлечение в рассматриваемой ситуации к административной ответственности арендатора наиболее соответствовало бы части 1 статьи 4.9 КоАП.
Еще одна проблема, связанная с передачей в аренду транспортного средства без экипажа, базируется на том, что частью 1 статьи 18.16 КоАП предусмотрена административная ответственность за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В момент передачи транспортного средства арендатору он может не находиться ни в одном из указанных состояний, однако непосредственно после такой передачи арендатор может употребить, например, алкогольные напитки и приступить к управлению транспортным средством. При выявлении должностными лицами Государственной автомобильной инспекции факта управления арендатором транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в день подписания акта приема-передачи арендатору транспортного средства арендодатель может быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.16 КоАП. В связи с этим многих арендодателей интересует вопрос о том, каким образом возможно зафиксировать факт того, что в момент передачи арендатору транспортного средства он не находится в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Представляется, что в рассматриваемой ситуации для арендодателя будет крайне проблематично доказать, что в момент передачи транспортного средства арендатору последний не находился ни в одном из указанных состояний, даже если об этом указано в акте приема-передачи транспортного средства арендатору. Единственным неоспоримым доказательством того, что лицо в определенный момент не находилось в состоянии алкогольного опьянения и других указанных в части 1 статьи 18.16 КоАП состояниях, являются результаты медицинского освидетельствования. Однако проведение данной процедуры в отношении любых лиц, которым передается транспортное средство его собственником (владельцем), законодательством не предусмотрено и в данном случае не всегда возможно с учетом специфики рассматриваемых правоотношений. В рассматриваемой ситуации может быть рекомендовано использование любых не противоречащих законодательству способов проверки отсутствия состояния опьянения у арендатора в момент передачи ему транспортного средства. На наш взгляд, в качестве одного из таких способов допустимо использование алкотестера с фиксированием хода проверки состояния арендатора и результатов такой проверки при помощи средств видеосъемки. Арендатор должен быть осведомлен о видеосъемке и выразить согласие на проверку своего состояния, которое должно быть документально зафиксировано. Однако описанный способ проверки состояния арендатора в силу специфики рассматриваемых правоотношений не всегда удобен и уместен для использования. Вместе с тем, не проверив состояние арендатора непосредственно перед передачей ему транспортного средства и не зафиксировав результаты такой проверки, арендодатель рискует быть привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 18.16 КоАП.