Штраф с конфискацией арестованных игровых автоматов за нарушение условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии). ч. 4 ст. 12.7 КоАП РБ

Обстоятельства: Юридическое лицо допустило нарушение условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии): в игорном заведении находились игровые автоматы, не зарегистрированные в налоговых органах.

Решение: Юридическое лицо подвергнуто штрафу с конфискацией арестованных игровых автоматов.

Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 01.04.2016 (дело N 111-9Ап/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, — юрисконсульта Р. и должностных лиц органа, ведущего административный процесс, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району по части 4 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП) в отношении общества с дополнительной ответственностью «В» (далее — ОДО «В»), место нахождения: г. В., ул. К., ранее не привлекавшегося к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения,

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.03.2016 при проверке ОДО «В» установлено, что по состоянию на 11 ч 33 мин. 01.03.2016 в зале игровых автоматов «В» ОДО «В» по адресу: г. О., ул. Л., находились игровые автоматы, не зарегистрированные в налоговом органе (игровые автоматы согласно протоколу описи от 01.03.2016, а именно: игровые автоматы с номерами: номер в Специальной Компьютерной Кассовой Системе (далее — СККС) 0000000001, заводской номер 00000001, СККС-номер 0000000002, заводской номер 00000002, СККС-номер 0000000003, заводской номер 00000003, СККС-номер 0000000004, заводской номер 00000004).

29.02.2016 ОДО «В» получено свидетельство о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, согласно которому общее количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. О., ул. Л. составляет 16 единиц, фактически согласно протоколу осмотра от 01.03.2016 в зале игровых автоматов «В» ОДО «В» по адресу: г. О., ул. Л. находилось 20 игровых автоматов.

Игровые автоматы с номерами: СККС-номер 0000000001, заводской номер 00000001, СККС-номер 0000000002, заводской номер 00000002, СККС-номер 0000000003, заводской номер 00000003, СККС-номер 0000000004, заводской номер 00000004 были сняты с учета в ИМНС по району г. Витебска 29.02.2016 и находились в рабочем состоянии в помещении зала игровых автоматов «В» ОДО «В» по адресу: г. О., ул. Л с 29.02.2016 по 01.03.2016 включительно, а также на них осуществлялись игры.

Так, согласно данным, зарегистрированным в Специальной Компьютерной Кассовой Системе «Журнал SAS счетчиков SAS событий», на игровом автомате СККС-номер 0000000004 последняя ставка была принята 29.02.2016 в 18:45:20, на игровом автомате СККС-номер 0000000002 последняя ставка была принята 01.03.2016 в 05:53:12, на игровом автомате СККС-номер 0000000003 последняя ставка была принята 01.03.2016 в 09:42:56, на игровом автомате СККС-номер 0000000001 последняя ставка была принята 01.03.2016 и 06:56:00.

Тем самым ОДО «В» нарушены лицензионные требования и условия в сфере игорного бизнеса, определенные подпунктом 160.4 пункта 160 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450), согласно которому определена обязанность нахождения в игорном заведении игровых автоматов, зарегистрированных в налоговых органах, а также часть 4 пункта 2 статьи 308 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) (запрещается нахождение в игорном заведении объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не зарегистрированных в налоговых органах).

В ходе проверки наложен арест и произведено изъятие игровых автоматов, не зарегистрированных в налоговом органе, в количестве 4 штук на общую сумму по предварительной оценке 40 000 000 рублей (протокол описи от 01.03.2016). ОДО «В» 01.03.2016 предоставлены сведения о стоимости игровых автоматов, согласно которым общая стоимость арестованных игровых автоматов составляет 701 370 рублей.

Доход ОДО «В» от использования игровых автоматов по адресу: г. О., ул. Л., NN : СККС-номер 0000000001, заводской номер 00000001, СККС-номер 0000000002, заводской номер 00000002, СККС-номер 0000000003, заводской номер 00000003, СККС-номер 0000000004, заводской номер 00000004 за период с 29.02.2016 по 01.03.2016 отсутствует (доход в целом от осуществления лицензируемой деятельности ОДО «В» на территории Республики Беларусь в соответствии со сведениями отчетов по итогам работы кассовых терминалов залов игровых автоматов указан ИМНС по району как справочная информация с целью информирования об оборотных денежных средствах ОДО «В»).

Таким образом, ОДО «В» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 12.7 КоАП.

В рамках данного дела об административном правонарушении рассмотрена жалоба ОДО «В» на действия должностных лиц ИМНС по району, адресованная в ИМНС по Гродненской области и прокуратуру Гродненской области и направленная для рассмотрения в экономический суд Гродненской области.

ОДО «В» вину в предъявленном обществу административном правонарушении полностью не признает по причине отсутствия состава правонарушения, а также ввиду нарушений, допущенных органом, осуществляющим подготовку дела об административном правонарушении. В частности, в обоснование своих возражений ОДО «В» приводит следующие доводы:

  • Указанные в протоколе доказательства не только содержат недостоверные сведения, но и в соответствии со статьей 6.14 Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения постановления по делу;
  • Составление протокола об административном правонарушении до получения возражений общества и вынесения по ним заключения является нарушением прав ОДО «В» на защиту и представление доказательств;
  • Осуществление азартных игр на игровых автоматах после их снятия с регистрации в налоговом органе не является нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением N 450 и предъявляемых к лицензиату;
  • ОДО «В» вправе было приступить к вывозу игровых автоматов не ранее фактического получения нового свидетельства и осуществить вывоз до 24 ч 00 мин. 01.03.2016 после их отключения от СККС и демонтажа оборудования мониторинговым центром;
  • Снятые с регистрации в налоговых органах 4 игровых автомата правомерно находились в зале игровых автоматов 01.03.2016, в том числе и на момент начала проверки;
  • В специальном разрешении (лицензии) от 06.02.2009 (по состоянию на 24.12.2015), выданном ОДО «В», не предусмотрено такое условие осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, как обеспечение нахождения в игорном заведении игровых автоматов, зарегистрированных в налоговых органах;
  • Производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения.

Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, исследовав и оценив доводы поданной ОДО «В» жалобы на действия должностных лиц инспекции, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 12.7 КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 12.7 КоАП осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Расценив наличие у юридического лица в игорном заведении не зарегистрированных в налоговых органах игровых аппаратов, на которых осуществлялись игры, орган, ведущий административный процесс, квалифицировал данное деяние образующим состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.7 КоАП.

Экономический суд признает квалификацию правильной на основании следующего.

Пунктом 2 статьи 308 НК установлена прямая норма, запрещающая нахождение в игорном заведении объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не принадлежащих плательщику на праве собственности (хозяйственного ведения) и (или) не зарегистрированных в налоговых органах. Объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты выдачи свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения на игорный бизнес.

Свидетельство о регистрации общего количества объектов налогообложения на игорный бизнес получено 29.02.2016.

В соответствии с подпунктом 160.4 пункта 160 Положения N 450 одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату, является нахождение в игорном заведении игровых автоматов, зарегистрированных в налоговых органах и принадлежащих лицензиату на праве собственности или хозяйственного ведения.

Как установлено материалами дела, по состоянию на 01.03.2016 в зале игровых автоматов «В» находилось 4 игровых автомата, не зарегистрированных в налоговых органах (игровые автоматы с номерами: СККС-номер 0000000001, заводской номер 00000001, СККС-номер 0000000002, заводской номер 00000002, СККС-номер 0000000003, заводской номер 00000003, СККС-номер 0000000004, заводской номер 00000004 были сняты с учета в ИМНС по району г. Витебска 29.02.2016 и находились в рабочем состоянии в помещении зала игровых автоматов «В» ОДО «В» по адресу г. О., ул. Л. с 29.02.2016 по 01.03.2016 включительно, а также на них осуществлялись игры).

ОДО «В» в своих письменных пояснениях по делу указывает, что сразу же после получения 29.02.2016 в конце рабочего дня налогового органа (около 17 часов) свидетельства руководителем ОДО «В» было дано указание администратору в зале игровых автоматов по адресу: г. О., ул. Л. о незамедлительном прекращении осуществления игр на указанных 4 автоматах, их выключении, а также организации их вывоза из зала игровых автоматов. Указание о незамедлительном прекращении осуществления игр и их выключении по причине забывчивости не было доведено до кассиров зала игровых автоматов, что и повлекло осуществление на них игр после получения свидетельства.

Вместе с тем ОДО «В» считает, что осуществление азартных игр на игровых автоматах после их снятия с регистрации в налоговом органе не является нарушением лицензионных требований и условий, установленных Положением N 450, предъявляемых к лицензиату.

Экономический суд не принимает во внимание указанные доводы, поскольку они противоречит действующему законодательству и толкуются представителем ОДО «В» сообразно субъективному пониманию законодательства, регулирующего деятельность в сфере игорного бизнеса (указы Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 N 599, от 10.01.2005 N 9, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2011 N 1762, НК).

Таким образом, факт нахождения в зале игровых автоматов «В» (г. О., ул. Л.) игровых автоматов, не зарегистрированных в налоговом органе, а также факт осуществления игры на указанных игровых автоматах после их снятия с регистрации подтверждается материалами дела.

Доводы ОДО «В», изложенные в жалобе на действия должностных лиц ИМНС по району, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются представленными доказательствами и не влияют на квалификацию совершенного правонарушения.

Представитель ОДО «В» (юрисконсульт Р. как лицо, непосредственно написавшее жалобу (что установлено в ходе рассмотрения административного дела и оценки судом доводов жалобы) при осуществлении оспариваемых процессуальных действий ИМНС по району не участвовал, сведения, отраженные им в жалобе (относительно наличия на момент проведения осмотра двух свидетельств о регистрации общего количества объектов налогообложения; осуществления проверочных мероприятий без перерыва для отдыха и питания, неразъяснения прав и обязанностей кассиру зала игровых автоматов А., использования технических средств при проведении проверки, проведения и оформления контрольной закупки, превышения служебных полномочий проверяющими (вторжение в личную жизнь и жилище А.) основаны на полученной им (Р.) устной информации от работников зала игровых автоматов «В» и опровергаются материалами дела.

Что касается процессуальных документов (протокола осмотра, акта изъятия документов, акта контрольной закупки, постановления об аресте и описи имущества), оформленных органом, ведущим административный процесс, и приложенных к делу об административном правонарушении, многочисленные нарушения, на которые указывает представитель ОДО «В», якобы допущенные ИМНС при их оформлении, таковыми не являются, не подтверждаются материалами дела и не позволяют суду согласиться с доводами жалобы в этой части относительно того, что указанные документы не имеют юридической силы и добыты органом, ведущим административный процесс, с нарушением процессуального законодательства.

В силу изложенного в удовлетворении жалобы ОДО «В» на действия должностных лиц ИМНС по району следует отказать (в материалах дела содержится несколько жалоб ОДО «В» идентичного содержания).

Указанные действия ОДО «В» образуют состав вмененного административного правонарушения.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • факт совершения административного правонарушения и вина ОДО «В» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • ОДО «В» вину не признает, к административной ответственности по части 4 статьи 12.7 КоАП привлекается впервые;
  • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, последствий противоправной деятельности суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 12.7 КоАП, в виде штрафа размере 100 базовых величин (21 000.000 рублей) с конфискацией игрового оборудования, указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 01.03.2016 (игровые автоматы в количестве 4 шт. на сумму 40 000 000 рублей).

При определении размера наказания суд учел как тяжесть совершенного правонарушения, так и необходимость предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими лицами. При наложении административного взыскания суд руководствовался принципом индивидуализации наказания.

Поскольку доход не установлен (не получен), конфискация дохода судом не применяется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 ПИКоАП,

Постановил:

В удовлетворении жалобы ОДО «В» на действия должностных лиц ИМНС по району отказать.

ОДО «В» привлечь к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.7 КоАП, и подвергнуть штрафу в доход государства в размере 100 базовых величин на сумму 21 000 000 рублей с конфискацией игрового оборудования, указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 01.03.2016 (игровые автоматы в количестве 4 шт. на сумму 40 000 000 рублей).

Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.

При оформлении платежных документов в графе «назначение платежа» следует указать: «взыскано по постановлению экономического суда N 111-9Ап/2016».

Оригинал документа, подтверждающего оплату административного взыскания, представить в экономический суд Гродненской области в срок до 26.04.2016.

Постановление в части конфискации имущества исполняется в установленном законодательством порядке.

Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу после истечения срока на обжалование и может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или получения копии постановления в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь через хозяйственный суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.