Штраф юридическому лицу за транспортировку товара из Республики Беларусь в Российскую Федерацию без фитосанитарного сертификата и ТТН. ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 29.02.2016 (дело N 32-12Ап/2016)

Обстоятельства: Юридическое лицо осуществляло транспортировку товара (страна происхождения Польша) из Республики Беларусь в Российскую Федерацию без фитосанитарного сертификата и ТТН.

Решение: Юридическое лицо подвергнуто штрафу, взыскана стоимость товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Судья экономического суда Витебской области, рассмотрев с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, адвоката С., доверенность в деле, представителя таможенного органа М., доверенность в материалах дела, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из таможни, по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении частного транспортного унитарного предприятия «С» (далее — ЧТУП «С») (Б. обл., г. К., ул. С.)

Установил:

Должностным лицом таможни в отношении частного транспортного унитарного предприятия «С» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.

Исследовав материалы дела, экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.02.2016 26 января 2016 г. в 23 ч 50 мин сотрудниками мобильной группы ОПО таможни при проведении специального мероприятия в районе 603 км автомобильной дороги М-1 Брест — Москва Д. р-на В. обл. при выезде из Республики Беларусь в Российскую Федерацию было приостановлено движение транспортного средства VOLVO с полуприцепом SCHWARZ MUELLER SPA3E-K под управлением водителя ЧТУП «С» гражданина Республики Беларусь Б.

Согласно представленных водителем перевозчика юридического лица Республики Беларусь ЧТУП «С» гражданином Б. транспортных документов (международная товарно-транспортная накладная CMR) в полуприцепе SCHWARZ MUELLER SPA3E-K транспортного средства VOLVO из Польской Республики в Республику Беларусь транспортировался товар «яблоки свежие» в количестве 20 865 кг (вес брутто), страна происхождения Польша, отправитель: «L» (Warszawa, Poland); получатель: ЧТУП «В» (Республика Беларусь, г. М., ул. М.), место разгрузки: г. О., ул. Н.

26.01.2016 указанный товар декларантом ЧТУП «В» согласно декларации на товары (разрешение от 26.01.2016) помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Согласно статье 210 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) после выпуска товара «яблоки свежие» — приобрел статус товара Таможенного союза.

После таможенного оформления перевозчик ЧТУП «С» продолжил перевозку товара «яблоки свежие», однако, проехав пункт назначения (адрес места разгрузки: г. О., ул. Н. указан в п. 3 международной товарно-транспортной накладной CMR), проследовал в Российскую Федерацию.

Согласно пункту е) статьи 1 главы I Конвенции МДП 1975 года «завершение операции МДП» означает признание таможенными органами факта надлежащего прекращения операции МДП в данной договаривающейся стороне. Штампом «груз паступiў», заверенным личной номерной печатью сотрудника ПТО таможни Минск-2, таможенный орган Республики Беларусь признал надлежащее прекращение операции МДП. Таким образом, международная товарно-транспортная накладная CMR не могла являться товаросопроводительным документом при перевозке товаров в Российскую Федерацию.

Согласно информации, представленной Государственным предприятием «Р», райисполкома (исх. от 27.01.2016) договоры аренды, разгрузки, хранения и реализации плодоовощной продукции с ЧТУП «В» не заключались, а также заявлений от указанных лиц о заключении договоров не поступало.

Статьей 41 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» установлено что, если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификат соответствия, ветеринарный и фитосанитарный сертификат, сертификат происхождения товаров и т. п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортными документами.

Согласно пункту 353 раздела VII главы 40 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» (далее — Правила), перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы. В соответствии с пунктом 353 раздела VII главы 40 Правил перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему маршруту.

В соответствии с пунктом 22 раздела II главы 3 Правил грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в случае если грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов.

Товар «яблоки свежие», перемещаемый в полуприцепе вышеуказанного транспортного средства, классифицируется в группу товаров 0808 ТН ВЭД ЕАЭС — «яблоки, груши и айва, свежие».

В соответствии с Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, подпунктом 3.2 главы III Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе», товар группы 0808 «яблоки, груши и айва, свежие» является подкарантинным товаром с высоким фитосанитарным риском и соответствие партии этого товара фитосанитарным требованиям государства места назначения подтверждается фитосанитарным сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления, и действующим в течение 30 календарных дней с момента его выдачи.

Статьей 59 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Согласно пункту 23 главы IV Приложения N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе «каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Союза и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата».

Однако, в нарушение установленных требований на момент транспортировки товара «яблоки свежие» из Республики Беларусь в Российскую Федерацию перевозчиком — юридическим лицом ЧТУП «С» под управлением водителя Б., необходимый фитосанитарный сертификат, выдаваемый уполномоченным органом государства места отправления (Республика Беларусь), а также товарно-транспортная накладная отсутствовали.

Фактическое количество перевозимого в полуприцепе SCHWARZ MUELLER SPA3E-K транспортного средства VOLVO товара «яблоки свежие» составило 19 100 кг (вес нетто), что подтверждается протоколом изъятия вещей и документов от 28.01.2016.

Согласно письму директора ЧТУП «В» Л. от 05.02.2016 собственником вышеуказанного товара является индивидуальный предприниматель М. (договор от 20.01.2016).

Товар «яблоки свежие» в количестве 19 100 кг (вес нетто) изъят 28.01.2016 в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов.

Стоимость изъятого товара «яблоки свежие» согласно товарной накладной от 26.01.2016, представленной директором ЧТУП «В» Л. (от 05.02.2016) составляет (с НДС) 210 864 000 белорусских рублей.

Стоимость изъятого товара по оценке проведенной ст. о/у по ОВДОПО таможни Ш. (справка от 27.01.2016) составила 380 090 000 белорусских рублей (опись товаров от 28.01.2016).

Согласно части 4 статьи 12.17 КоАП транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В силу статьи 1.2 КоАП одной из задач Кодекса является защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, КоАП направлен на предупреждение административных правонарушений.

В силу пункта 1 статьи 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности.

Частью 3 статьи 7.1 КоАП предусмотрено, что при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 6.10 КоАП конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

Как следует из протокола об административном правонарушении, предметы административного правонарушения «яблоки свежие» не являются собственностью ЧТУП «С».

Согласно статье 6.12 КоАП взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения.

Взыскание стоимости может применяться, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения, если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

Экономический суд считает, что поскольку субъектом предпринимательской деятельности было совершено правонарушение на субъект предпринимательской деятельности ЧТУП «С» следует наложить штраф в размере 11 базовых величин с учетом обстоятельств настоящего дела (совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств) со взысканием стоимости перевозимого без документов груза — 210 864 000 рублей согласно товарной накладной от 26.01.2016.

Оснований для не применения дополнительного административного взыскания суд не усматривает, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства правонарушения, отсутствие документов на транспортируемый товар.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

Постановил:

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, наложить на частное транспортное унитарное предприятие «С» (Б. обл., г. К., ул. С.) административный штраф в размере 11 базовых величин, что составляет 2 310 000 рублей со взысканием стоимости перевозимого без документов груза — 210 864 000 рублей.

Снять арест с товара «яблоки свежие» в количестве 19 100 кг (вес нетто), который изъят в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов, форма от 28.01.2016.

Разъяснить, что штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

Квитанция об уплате штрафа, стоимости должна быть предоставлена экономическому суду Витебской области (г. В., ул. П., по делу N 32-12Ап/2016).

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановление составлено с мотивировочной частью по инициативе экономического суда.