Свидетель в административном процессе

Складывающаяся на современном этапе административная правоприменительная практика с учетом возложенных на органы, ведущие административный процесс, задач всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств совершенного административного правонарушения институту свидетелей придает особое значение, от которого в самом широком смысле может зависеть исход расследуемого дела об административном правонарушении.

В соответствии с установленными законодательством требованиями обстоятельства совершенного правонарушения должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы органом, ведущим административный процесс, подтверждаться добытыми в рамках административного процесса доказательствами, исключая при этом субъективный подход участников административного процесса.

В целях изобличения и привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административного правонарушения, орган, ведущий административный процесс, обязан проверить и оценить весь собранный доказательственный материал, тщательно выяснить все юридически значимые для дела обстоятельства, относящиеся к обоснованию наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновности в его совершении лица, привлекаемого к административной ответственности, а также уличающие и оправдывающие, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, что невозможно без исследования фактических данных, содержащихся в показаниях свидетелей, потерпевших и иных участников административного процесса.

При этом правильно выбранная органом, ведущим административный процесс, последовательность получения информации от участников административного процесса и точное установление круга лиц (свидетелей), которым могут быть известны обстоятельства совершения административного правонарушения, позволяют не только установить истину по совершенному административному правонарушению, но и дать ему правильную юридическую оценку, определить характер и степень вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, наложить на него административное взыскание с учетом тяжести совершенного правонарушения и личности лица, его совершившего, определить соответствующий вид и размер административного взыскания.

Самым важным моментом при ведении административного процесса является неукоснительное соблюдение органом, ведущим административный процесс, всех установленных законодательством прав лиц, участвующих в проведении процессуальных действий, т.к. именно от этого зависит допустимость признания полученной информации в качестве доказательства по делу.

Если вести речь непосредственно о свидетелях, то, прежде всего, следует знать, кто и на основании каких критериев может быть отнесен к такой категории лиц в административном процессе.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) к свидетелям относятся лица, в отношении которых имеются основания полагать, что им известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении.

Свидетель в соответствии с частью 2 статьи 6.6 ПИКоАП может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. При этом, если свидетель не может указать источник своей осведомленности, представленная им информация не может служить прямым доказательством по делу об административном правонарушении.

Вызов свидетеля для дачи показаний по делу об административном правонарушении осуществляется органом, ведущим административный процесс, повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его временного отсутствия — совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение.

Вызов свидетеля в соответствии со статьей 10.9 ПИКоАП может быть осуществлен также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи.

Вызов лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, производится через их родителей или иных законных представителей.

В обязательном порядке в повестке должно быть указано: кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный процесс, является административным правонарушением, предусмотренным статьей 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), и влечет предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

В случае неявки свидетеля по вызову суда либо органа, ведущего административный процесс, без уважительной причины он в соответствии со статьей 8.12 ПИКоАП также может быть подвергнут приводу.

При наличии же уважительных причин, препятствующих явке свидетеля по вызову в назначенный срок, он обязан уведомить вызывающий его орган о наличии таких причин.

С учетом установленных требований привод осуществляется уполномоченными лицами органов внутренних дел по месту жительства лица, подвергнутого приводу, или по месту его пребывания. О невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается соответствующая запись в постановлении о приводе, которое подлежит приобщению к делу об административном правонарушении.

Приводу не могут быть подвергнуты: несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу.

Также частью 2 статьи 4.6 ПИКоАП установлен конкретный перечень лиц, которые не могут участвовать в качестве свидетелей в административном процессе.

Под объяснением свидетеля в соответствии с частью 1 статьи 6.6 ПИКоАП понимаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные свидетелем при его опросе, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием.

Обязанности свидетеля в административном процессе закреплены в части 4 статьи 4.6 ПИКоАП.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений свидетель несет административную ответственность по статье 24.5 КоАП, санкцией которой предусмотрен штраф в размере от восьми до тридцати базовых величин.

В соответствии с примечанием к статье 24.5 КоАП свидетель не подлежит административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Непосредственно такие термины, как «близкие родственники» и «члены семьи», используются в значениях, установленных абзацем четвертым статьи 1.4 ПИКоАП.

Заведомо ложное объяснение свидетеля является административным правонарушением, предусмотренным статьей 24.4 КоАП, и влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Вместе с тем помимо установленных законодательством обязанностей свидетель при его участии в административном процессе также имеет и свои права, которые закреплены частью 3 статьи 4.6 ПИКоАП.

До получения объяснений свидетеля должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в соответствии со статьей 10.6 ПИКоАП обязано разъяснить его права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Одновременно свидетелю должны быть разъяснены возложенные на него обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

Опрос лиц, участвующих в административном процессе, в соответствии со статьей 10.10 ПИКоАП производится по месту ведения административного процесса, либо в случаях, когда должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признает это необходимым, он может производиться по месту нахождения опрашиваемого лица.

Несколько лиц, вызванных по одному и тому же делу об административном правонарушении, должны быть опрошены порознь, при этом должностными лицами органа, ведущего административный процесс, должны быть приняты меры к тому, чтобы такие лица не могли общаться между собой.

Перед началом опроса свидетеля должностное лицо органа, ведущего административный процесс, должно удостовериться в личности лица, прибывшего для дачи объяснений, разъяснить свидетелю его права и обязанности, предупредить об ответственности за уклонение от явки в суд, орган, ведущий административный процесс, а равно за отказ или уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается соответствующая отметка в протоколе процессуального действия и что удостоверяется подписью опрашиваемого.

При опросе несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, при опросе несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Указанные лица с разрешения лица, осуществляющего опрос, имеют право задавать вопросы несовершеннолетнему, которые заносятся в протокол опроса. По окончании опроса присутствующие своими подписями подтверждают правильность записи объяснений.

Об опросе свидетеля должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол. Объяснение записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы.

По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому лицу или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос. Свидетель имеет право требовать дополнения своих объяснений и внесения в них поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса.

По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чем делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, должна быть подписана каждая страница протокола.

По окончании опроса по просьбе опрашиваемого лица ему должна быть предоставлена возможность написать объяснение собственноручно, о чем делается отметка в протоколе опроса перед подписью опрашиваемого. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.

В случае участия в опросе переводчика или специалиста протокол опроса также должен быть подписан и ими.

Если свидетель или другое лицо, участвующее в производстве процессуального действия, откажутся подписать свои объяснения или иной процессуальный документ, когда их подпись обязательна, об этом в соответствии со статьей 10.5 ПИКоАП делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего. При этом лицу, отказавшемуся подписать такой процессуальный документ, должна быть предоставлена возможность дать объяснение о причинах отказа, которое должно быть занесено в этот процессуальный документ.

В том же случае, когда свидетель вследствие физических недостатков, заболевания или неграмотности не может собственноручно подписать процессуальный документ, об этом делается отметка, заверяемая подписями лиц, участвующих в производстве процессуального действия, с указанием причин, в силу которых процессуальный документ не мог быть подписан собственноручно этим лицом.

Заявляемые свидетелем письменные ходатайства в соответствии со статьей 10.7 ПИКоАП подлежат приобщению к делу об административном правонарушении, а устные заносятся в протокол процессуального действия или в протокол об административном правонарушении. Данные ходатайства подлежат немедленному рассмотрению и разрешению. В том случае, когда немедленное принятие решения по заявленному ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается соответствующая отметка с указанием мотивов такого отказа.

Свидетель также вправе обжаловать действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, в порядке, предусмотренном главой 7 ПИКоАП, если сочтет, что производимые с его участием процессуальные действия нарушают его права и законные интересы.

Свидетель — важный участник административного процесса. Опрос свидетеля — средство установления истины по административному делу, в связи с этим на свидетеля возлагаются определенные ограничения, но при этом он имеет и определенный круг прав, гарантированных законодательством.