К основным совершаемым в сфере распоряжения государственным имуществом административным правонарушениям относятся нарушения, перечисленные в ст. 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, возникающих из правоотношений в сфере бюджетных отношений, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности в ходе проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 N 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», указов Президента Республики Беларусь от 16.07.1997 N 389 «Об упорядочении залога государственного имущества», от 16.11.2006 N 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц», от 29.03.2012 N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее — Указ N 150), от 04.07.2012 N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом»; постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2010 N 342 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. N 622», от 24.02.2012 N 180 «Об утверждении Положения о порядке списания имущества, находящегося в республиканской собственности», от 03.10.2012 N 905 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. N 294 и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», от 12.07.2013 N 608 «Об утверждении Положения о порядке проведения электронных торгов по продаже государственного имущества, включая земельные участки, права заключения договора аренды государственного имущества, в том числе земельных участков», от 12.07.2013 N 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов (конкурсов) по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности» и др.).
Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (руководитель государственного органа (организации), иное должностное лицо, индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо, по чьей вине они допущены.
Объективная сторона совершаемых в сфере распоряжения государственным имуществом административных правонарушений, наличие состава по которым необходимо доказывать, включает следующие перечисленные в ст. 23.27 КоАП нарушения:
- нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом;
- непредставление либо несвоевременное представление должностным лицом информации, представление неполной либо недостоверной информации о находящемся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц имуществе, подлежащем в соответствии с законодательными актами включению в перечни неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц;
- непринятие руководителем государственного органа (организации) предусмотренных законодательством мер по распоряжению имуществом, включенным в перечень неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, в целях вовлечения его в хозяйственный оборот;
- невыполнение негосударственным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательства по реализации инвестиционного проекта, предусмотренного в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, договором о безвозмездной передаче неиспользуемого (неэффективно используемого) государственного имущества;
- невыполнение негосударственным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, иным физическим лицом предусмотренных в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, договором купли-продажи такого имущества обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности с использованием объектов, приобретенных на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, и (или) построенных новых объектов либо невыполнение условий по реконструкции объектов, приобретенных на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, под жилые помещения или для ведения личного подсобного хозяйства.
Так, наиболее часто административная ответственность по ч. 1 ст. 23.27 КоАП применяется в следующих типичных ситуациях:
- договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности, заключается до принятия решения (соответствующего согласования) о сдаче имущества в аренду в нарушение ч. 1 п. 3 ст. 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК);
- в нарушение ст. 290, ч. 1 п. 1 ст. 626 ГК при заключении договора аренды не обеспечивается передача и принятие арендатором имущества с оформлением передаточного акта или иного документа о передаче, подписанного сторонами, кроме того, не осуществляется приведение его в соответствие с требованиями Указа N 150, при этом не обеспечивается в установленный срок перечисление в доход областного бюджета 50 процентов средств, полученных от сдачи в аренду имущества, оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды;
- в нарушение подп. 8.1 п. 8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом N 150 (далее — Положение N 1), а также соответствующего решения исполкома при расчете размера арендной платы субъектом хозяйствования применяется не соответствующий законодательству коэффициент местоположения;
- в нарушение подп. 8.2 п. 8 Положения N 1 при расчете размера арендной платы применяется коэффициент к базовой ставке при расчете ставки арендной платы в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества, не согласованный с комитетом по архитектуре и строительству областного исполнительного комитета;
- в нарушение п. 10 Положения N 1 в договоре при расчете размера арендной платы применяется арендуемая площадь нежилого помещения, определенная не по техническому паспорту;
- в нарушение п. 12 Положения N 1 при сдаче в аренду недвижимого имущества (например, площадки для хранения) не обеспечивается согласование размера арендной платы с председателем областного исполнительного комитета;
- в нарушение п. 4 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности, утвержденного Указом N 150 (далее — Положение N 2), в договорах аренды специальной строительной техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем) не указывается стоимость услуг по управлению этими транспортными средствами и их технической эксплуатации (размер арендной платы);
- в нарушение ч. 3 п. 6 Положения N 2 при расчете арендной платы за сданный в аренду по договору аренды транспортного средства без экипажа объект не учитывается коэффициент изменения стоимости основных средств на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключался договор аренды транспортного средства.
Пример фактической основы дела.
По состоянию на 01.01.2015 предприятием был заключен договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений с индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с подп. 2.1, 2.2 п. 1 решения Могилевского областного Совета депутатов от 25.05.2012 N 16-6 «О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в областной коммунальной собственности» (далее — решение N 16-6) установлено, что Могилевский областной исполнительный комитет, комитеты, управления облисполкома и иные государственные органы обеспечивают перечисление в областной бюджет платы за право заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в областной коммунальной собственности (далее, если не указано иное, — недвижимое имущество), полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды недвижимого имущества, и средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм начисленной амортизации, подлежащих уплате (исчисляемых) налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также государственные внебюджетные фонды, а при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли дополнительно после вычета расходов, связанных с содержанием и функционированием этих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, за исключением расходов на оплату услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов (далее — средства), если иное не предусмотрено законодательными актами.
Коммунальные унитарные предприятия и учреждения, иные государственные организации, за которыми недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, акционерные общества, созданные в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения, которым передано недвижимое имущество в безвозмездное пользование, обеспечивают перечисление в областной бюджет 50 процентов платы и 50 процентов средств, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В соответствии с подп. 2.6, 2.7 п. 2 решения N 16-6 плата и средства перечисляются в доход областного бюджета не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, а неуплата или неполная уплата влечет ответственность, установленную КоАП за нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом.
В нарушение подп. 2.6 пункта 2 решения N 16-6 предприятием не было обеспечено до 22.11.2013 перечисление в доход областного бюджета 50 процентов средств, полученных от сдачи в аренду в октябре 2013 г. имущества общества (помещений) и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды.
Тактика ведения дел об административных правонарушениях в сфере распоряжения государственным имуществом, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Соответственно предварительно должны быть изучены: реестр заключенных договоров по отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление государственного имущества; документы, относящиеся к совершению данных сделок, в том числе сами договоры на предмет соблюдения законодательно установленных требований к содержанию и форме заключенных договоров, оценке объектов, находящихся в государственной собственности; документы, связанные с государственной регистрацией права собственности государственного недвижимого имущества на государственное недвижимое имущество; соответствующие решения исполнительных комитетов и вышестоящих органов; документы, подтверждающие согласие специально уполномоченного государственного органа, осуществляющего полномочия собственника имущества, на совершение сделок об отчуждении, передаче в пользование, доверительное управление недвижимого имущества, когда такое согласие является обязательным; документы, связанные с уплатой арендной платы, на предмет наличия задолженности и т.д.
Типовая версия касается события правонарушения (факта нарушения требований законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом) и совершения конкретным лицом (должностным лицом юридического лица, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, того, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств дополнительно определяют: спорные факты (например, по методологическим вопросам использования (оценки) государственного имущества), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции, приказы и т.д.), какие действия требуется для этого произвести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.).
В то же время необходимо учитывать то, что КоАП четко разграничена ответственность за нарушение порядка распоряжения государственным имуществом (ст. 23.27) и ответственность за нарушение порядка предоставления и изъятия земельных участков (ст. 23.80). Кроме того, ст. 23.83 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов.
Кроме того, в процессе анализа индивидуальных (частных) версий осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (их сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу в совокупности (в отношении каждого физического и юридического лица, имеющего отношение к нарушению, и в целом на предмет установления роли каждого при наличии соучастия); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу.