Таможенная процедура переработки товаров на таможенной территории (часть 1)

Одним из реальных способов сокращения финансовых издержек при ввозе иностранных сырья и материалов для изготовления экспортной продукции или оказания услуг иностранным партнерам является грамотное применение таможенных инструментов. К таким таможенным инструментам можно отнести таможенную процедуру переработки товаров на таможенной территории. Условия этой процедуры позволяют использовать иностранные товары на территории нашей страны с последующим их вывозом в составе готовой продукции без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

1. Общие положения.

В соответствии с п. 1 ст. 239 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) таможенная процедура переработки на таможенной территории — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Напомним, что в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 4 ТмК ТС под товарами Таможенного союза понимаются находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

  • полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза;
  • ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТмК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза;
  • изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из товаров, указанных в абз. 2 и 3 упомянутого подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТмК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

В свою очередь, согласно ТмК ТС иностранные товары — товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТмК ТС.

Помещать товары под эту процедуру допускается при одновременном выполнении таких условий, определенных в ст. 240 ТмК ТС, как:

— представление документа об условиях переработки товаров на таможенной территории;

— возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки, за исключением случая замены эквивалентными товарами.

Вопрос: Белорусская организация — производитель оборудования реализовала в Литву автоматическую линию. По истечении 5 лет эксплуатации линии она вышла из строя. Ремонт линии возможен на территории Республики Беларусь. Под какую таможенную процедуру следует поместить линию? Если линию необходимо помещать под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, то что будет являться документом об условиях переработки товаров на таможенной территории?

Ответ: Статья 240 ТмК ТС относит к операциям по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории в т.ч. ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей. При этом подп. 1 п. 1 ст. 240 ТмК ТС установлено, что если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации для выполнения работ по ремонту на территории Республики Беларусь автоматическую линию следует поместить под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

При этом в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории белорусская организация — производитель оборудования вправе использовать таможенную декларацию на помещение линии под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В этом случае в соответствии с подп. 29 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее — Инструкция N 257), в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары под номером 6 указываются:

  • заявляемая норма выхода продуктов переработки;
  • наименование и количество продуктов переработки;
  • способы идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки;
  • наименование и код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», отходов и остатков;
  • сведения о замене иностранных товаров эквивалентными товарами.

Одновременно в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» указывается запрашиваемый срок переработки товаров, наименование лица, осуществляющего операции по переработке товаров, место проведения операций по переработке (подп. 42 п. 15 Инструкции N 257).

2. Порядок получения документа об условиях переработки товаров на таможенной территории.

В соответствии с п. 4 ст. 244 ТмК ТС форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования) определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

В нашей стране подобный документ выдается в порядке, установленном Положением о помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории (далее — Положение N 1373), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 N 1373 «О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 1373).

В соответствии с п. 3 Положения N 1373 для получения документа об условиях переработки товаров лицо, заинтересованное в переработке, представляет на бумажном носителе и в электронном виде в формате RTF в таможню (одну из таможен), в регионе деятельности которой (которых) предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение этой процедуры:

— два экземпляра заявления по форме, определенной приложением 1 к Положению N 1373;

— два экземпляра условий переработки по форме, определенной приложением 2 к Положению N 1373.

К заявлению и условиям переработки прилагаются следующие документы, необходимые для получения документов об условиях переработки товаров:

1) копии документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо копии иных документов, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, в соответствии с которыми планируется осуществление операций по переработке (т.е. контракт);

2) копии документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об экспортном контроле, в отношении продукции военного назначения, товаров, контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, которые предполагается представлять к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, или в отношении специфических товаров, которые предполагается представлять к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории:

  • а) копия лицензии, выдаваемой Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь;
  • б) копия пропуска, выдаваемого Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь по решению Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь;
  • в) копии документов, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

3) копии документов, составленных лицом, заинтересованным в переработке товаров, и (или) контрагентом по сделке (например, рекламационные, дефектные или тому подобные акты, экспертные, технические или тому подобные заключения), обосновывающие необходимость замены иностранных товаров эквивалентными товарами в соответствии со ст. 248 ТмК ТС (в случае возникновения необходимости замены товаров);

4) копии документов, подтверждающих соблюдение критериев замены, установленных в п. 2 ст. 248 ТмК ТС соответственно (в случае возникновения необходимости замены товаров);

5) документы об условиях переработки товаров (в случае необходимости внесения в такие документы изменений и (или) дополнений);

6) таможенная декларация о помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (в случае если ранее в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории использовалась таможенная декларация);

7) копия договора, заключенного с территориальным подразделением Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, о сдаче лома и отходов черных и цветных металлов (в случае их образования в результате операций по переработке товаров);

8) извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии используемого технологического процесса переработки товаров и (или) норм выхода продуктов переработки техническим нормативным правовым актам, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки — также извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки техническим нормативным правовым актам (представляются для медицинской техники и изделий медицинского назначения);

9) документы, определенные Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных камней и Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (представляются для драгоценных металлов и драгоценных камней);

10) подтверждение соответствия сведений о нормах выхода продуктов переработки синтетических алмазов техническим нормативным правовым актам (техническим регламентам, стандартам, техническим условиям и другим) и (или) фактическому процессу переработки данных алмазов, выданное уполномоченной организацией — ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» (управляющая компания холдинга «КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ») (представляется для синтетических алмазов);

11) извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм выхода продуктов переработки, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки — также извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки, наименования и количества остатков, отходов и производственных потерь (представляются в отношении товаров, отнесенных к компетенции Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»).

Указанные документы представляются также в электронном виде в формате PDF.

Таможня рассматривает заявление, условия переработки, прилагаемые к заявлению документы и выдает документы (отказывает в выдаче документов) об условиях переработки товаров в течение семи рабочих дней со дня их принятия, а в случае необходимости направления условий переработки для согласования в уполномоченный орган — в течение пяти рабочих дней после получения согласованных уполномоченным органом условий переработки. Перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, уполномоченных на согласование условий переработки, утвержден постановлением N 1373.

При несогласии таможни с указанными в заявлении сроком переработки товаров и (или) способом (способами) идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки, указанным (указанными) в условиях переработки, таможня определяет иные срок и (или) способ (способы) идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки, в том числе с учетом согласованных уполномоченным органом условий переработки, и информирует об этом заявителя в письменной форме. При этом срок рассмотрения заявления продлевается на семь рабочих дней. В случае получения письменного ответа от лица, заинтересованного в переработке товаров, о его согласии с предложенными таможней сроком переработки товаров и (или) способом (способами) идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки срок рассмотрения заявления продлевается на три рабочих дня со дня получения такого ответа. Лицо, заинтересованное в переработке товаров, в течение двух рабочих дней со дня получения предложения таможни выражает свое согласие либо несогласие с предложенными таможенным органом сроком и (или) способом (способами) идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки.

В случае несогласования пункта (пунктов) таможенного оформления, указанного в заявлении, таможня самостоятельно определяет такой пункт (такие пункты) таможенного оформления, указав его (их) в соответствующем документе об условиях переработки товаров, без уведомления лица, заинтересованного в переработке товаров.

Таможня отказывает в выдаче документов об условиях переработки товаров на таможенной территории в случаях:

  • если при подаче заявления и условий переработки лицом, заинтересованным в переработке товаров, не соблюдены требования и условия, установленные в гл. 34 ТмК ТС;
  • несогласия лица, заинтересованного в переработке, с предложенными таможней сроком переработки и (или) способом (способами) идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки либо неинформирования таможни о согласии (несогласии) с предложением таможни до истечения срока рассмотрения заявления;
  • непредставления документов и сведений, предусмотренных Положением N 1373, либо несоответствия сведений, указанных в заявлении и условиях переработки, сведениям, указанным в представленных документах;
  • отказа уполномоченного органа в согласовании условий переработки.

Если же целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию на ввозимые иностранные товары. Срок рассмотрения таможенным органом такого заявления на переработку товаров не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный п. 1 ст. 196 ТмК ТС. Статьей 196 ТмК ТС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТмК ТС. Таким образом, срок выдачи таможенным органом документа об условиях переработки товаров на таможенной территории не может превышать 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, за исключением случаев, установленных ТмК ТС. Следует отметить, что на основании п. 3 ст. 196 ТмК ТС выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со ст. 331 ТмК ТС. Кроме того, п. 4 ст. 196 ТмК ТС предусматривает возможность продления сроков выпуска товаров на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Соответственно в указанных случаях сроки выдачи таможенным органом документа об условиях переработки товаров на таможенной территории также будут продлеваться.

3. Идентификация иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

В соответствии со ст. 242 ТмК ТС в целях идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы:

  • проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары;
  • подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;
  • сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки;
  • использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;
  • иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.