Таможенная процедура уничтожения: сущность, порядок помещения, оформление

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру.

Одной из процедур, представляющих интерес, является таможенная процедура уничтожения товаров. В частности, указанная таможенная процедура относится к процедурам, не предусматривающим уплату таможенных пошлин, налогов, применение мер нетарифного регулирования, и является актуальной также в случае уничтожения товаров (например, в ходе их ненадлежащей транспортировки), их безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Необходимо обратить внимание на то, что базовые принципы и порядок применения указанной выше таможенной процедуры закреплены положениями:

  • главы 42 ТмК ТС;
  • главы 39 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон);
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2007 N 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, и внесения дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 962» (далее — постановление N 651);
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 N 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — постановление N 509);
  • постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.05.2014 N 25 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения» (далее — постановление N 25);
  • постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.05.2014 N 28 «Об определении формы акта об уничтожении товаров и порядке его составления» (далее — постановление N 28).

Следует обратить внимание на то, что законодатель четко определил категорию товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру уничтожения, — это иностранные товары.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС к иностранным товарам относятся товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТмК ТС (например, товары, полученные в результате операций по переработке товаров в таможенной процедуре переработки товаров на таможенной территории). Согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС к товарам Таможенного союза относятся находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

  • полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза;
  • ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТмК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза;
  • изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из товаров, указанных выше, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТмК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Отдельно законодателем даны уточнения в отношении состояния товаров на момент их помещения под таможенную процедуру уничтожения.

В частности, руководствуясь положениями статьи 307 ТмК ТС, можно сделать вывод о том, что под таможенную процедуру уничтожения могут быть помещены иностранные товары:

  • в их обычном виде;
  • уничтоженные (под уничтожением понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом) (часть 2 статьи 307 ТмК ТС);
  • безвозвратно утраченные вследствие аварии (вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы)) (подпункт 1 пункта 1 статьи 4 ТмК ТС);
  • безвозвратно утраченные вследствие действия непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, например наводнение).

Условием помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения является наличие заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения. Исключение составляют случаи, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения необходимо представить документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы (пункт 1 статьи 308 ТмК ТС).

Кроме того, дополнительно законодателем был установлен ряд ограничений по помещению товаров под таможенную процедуру уничтожения.

Первое касается категорий товаров, которые не могут помещаться под указанную процедуру:

  • культурные, археологические, исторические ценности;
  • животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;
  • товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
  • изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
  • иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии Таможенного союза (Евразийская экономическая комиссия) (в настоящее время не установлен) (пункт 2 статьи 308 ТмК ТС).

Второе касается последствий и способов уничтожения. В частности, уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

  • может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;
  • производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
  • может повлечь расходы для государственных органов государств — членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 308 ТмК ТС).

Следует отметить, что порядок уничтожения товаров определяется законодательством государства — члена Таможенного союза.

Далее рассмотрим два случая помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения:

(1) при необходимости получения заключения о возможности уничтожения;

(2) при достаточности документов, подтверждающих факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

(1) ООО «А» (г. Минск) ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) товар «Х». ООО «А» принято решение о помещении указанного товара под таможенную процедуру уничтожения. В связи с этим у ООО «А» возникла необходимость получения заключения о возможности уничтожения. В соответствии с положениями постановления N 651 государственным органом, уполномоченным на выдачу вышеуказанного заключения, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке выдачи заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, утвержденной постановлением N 25 (далее — Инструкция), заключение выдается территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (в рассматриваемом примере Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Для получения заключения ООО «А» необходимо представить в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в письменном виде заявление по форме, установленной приложением 1 к Инструкции, а также следующие документы:

  • документ об утрате товарами потребительских свойств на территории Республики Беларусь;
  • расчет количества отходов, предполагаемых к дальнейшему использованию;
  • расчет количества отходов, предполагаемых к обезвреживанию;
  • расчет количества отходов, предполагаемых к захоронению;
  • копии договоров об использовании, захоронении и (или) обезвреживании отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, с организациями, эксплуатирующими объекты по использованию отходов, объекты захоронения и (или) объекты обезвреживания, включенные в соответствующие реестры в установленном Министерством природы и охраны окружающей среды Республики Беларусь порядке.

Следует отметить, что по результатам рассмотрения представленных заявителем документов Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды принимается одно из следующих решений:

  • об отказе в принятии заявления;
  • об отказе в выдаче заключения;
  • о выдаче заключения.

Случаи вынесения решения об отказе в принятии заявления установлены статьей 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З) (например, не соблюдены требования к форме или содержанию заявления).

Случаи вынесения решения об отказе в выдаче заключения установлены статьей 25 вышеуказанного закона (например, заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы).

Следует обратить внимание на то, что решение об отказе в принятии заявления либо об отказе в выдаче заключения может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона N 433-З.

Заключение выдается на безвозмездной основе в течение 1 месяца с даты подачи заявления и представления необходимых документов.

Оно оформляется на бланке Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды по форме согласно приложению 2 к Инструкции в двух экземплярах, подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется гербовой печатью. Один экземпляр выдается заинтересованному лицу, второй — хранится в органе выдачи заключения с документами, представленными заинтересованным лицом (пункт 9 Инструкции). Ключевыми сведениями в заключении являются сведения о способе и месте уничтожения.

После получения заключения о возможности уничтожения товаров ООО «А» необходимо подать таможенному органу (в рассматриваемом примере Минской региональной таможне) декларацию на товары для помещения товара «Х» под таможенную процедуру уничтожения. Необходимо отметить, что за проведение таможенных операций для помещения товара «Х» под таможенную процедуру уничтожения ООО «А» следует уплатить соответствующий таможенный сбор. Ставки данного сбора установлены Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 «О таможенных сборах» (в зависимости от группы единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», размер таможенного сбора составит 20 либо 50 евро). Как было указано выше, при помещении товара «Х» под данную процедуру таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и к товару не применяются меры нетарифного регулирования.

Далее с товаром «Х» проводятся непосредственно операции по уничтожению.

Следует отметить, что при проведении данных операций таможенный орган осуществляет таможенный контроль в форме таможенного наблюдения. В соответствии с положениями статьи 114 ТмК ТС под таможенным наблюдением следует понимать гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за совершением с товарами, находящимися под таможенным контролем, грузовых и иных операций.

При фактическом уничтожении товара «Х» также присутствуют представитель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, ООО «А» (либо его представитель) и работник лица, осуществляющего фактическое уничтожение товара.

По результатам фактического уничтожения товара «Х» должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенное наблюдение за уничтожением, составляется акт об уничтожении товаров по форме, установленной постановлением N 28.

Согласно части второй пункта 2 Инструкции указанный акт составляется в трех экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими при уничтожении товаров лицами:

  • 1-й экземпляр акта остается в делах таможенного органа;
  • 2-й экземпляр передается представителю Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • 3-й экземпляр передается ООО «А» либо его представителю.

(2) ООО «Б» (г. Минск) на таможенную территорию ЕАЭС был ввезен товар «А». В ходе транспортировки товара транспортное средство попало в аварию и товар был безвозвратно утрачен.

С целью помещения товара «А» под таможенную процедуру уничтожения ООО «Б» необходимо представить таможенному органу документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы (например, справка Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ) о дорожно-транспортном происшествии, заключение товарной экспертизы Белорусской торгово-промышленной палаты), и затем подать декларацию на товары в таможенной процедуре уничтожения.

Отдельно следует остановиться на вопросе отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров. При возможности их дальнейшего использования они должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС в таком состоянии.

Необходимо отметить, что отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению (Перечень организаций, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению, при передаче которым отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, такие отходы рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, утвержден постановлением N 509).

Для передачи образовавшихся в результате уничтожения товаров отходов организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, декларанту таможенной процедуры уничтожения необходимо подать соответствующее заявление в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся такие отходы.

Заявление должно содержать наименование организации, для передачи которой предназначены отходы, а также срок такой передачи. Для таможенных целей данные отходы рассматриваются как товары Таможенного союза.

Если данные отходы не переданы указанным организациям, они не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования. В то же время отсутствие факта передачи отходов указанным организациям не придает отходам статуса переработанных в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

В заключение следует отметить, что таможенная процедура уничтожения товаров в целом, несмотря на отсутствие экономических последствий, носит более комплексный характер по сравнению с иными таможенными процедурами. Комплексность, на наш взгляд, обусловлена взаимодействием субъекта хозяйствования не только с таможенным органом, но и с иными организациями и органами государственного управления (например, соответствующим комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды) при заявлении процедуры.