Ввоз иностранными организациями транспортных средств международной перевозки.
Общие положения.
Декларирование товаров иностранными организациями производится также при ввозе ими транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП). Так, согласно подп. 40 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) под ТСМП понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
В настоящее время порядок ввоза ТСМП регулируется следующими нормами:
- гл. 48 «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» ТмК ТС;
- Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» (далее — Решение КТС N 511);
- Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (далее — Решение КТС N 422).
Согласно п. 4 ст. 341 ТмК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию.
Порядок декларирования ТСМП установлен Инструкцией о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением КТС N 511 (далее — Инструкция N 511). Согласно п. 2 Инструкции N 511 в качестве таможенной декларации на транспортное средство (далее — ТДТС) используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства — члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в ст. 159 ТмК ТС, в зависимости от вида транспорта.
В случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве ТДТС используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением КТС N 422 (далее — форма).
При использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика за основу ТДТС принимаются следующие документы:
- для морского (речного) транспорта — общая декларация, при ее отсутствии — иные транспортные (перевозочные) документы;
- для воздушного транспорта — генеральная декларация, при ее отсутствии — иные транспортные (перевозочные) документы;
- для железнодорожного транспорта — передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
- для автомобильного транспорта — копия либо дополнительный экземпляр международной товарно-транспортной накладной CMR.
В случаях, когда на ТСМП перемещаются товары, находящиеся под таможенным контролем, допускается подача ТДТС одновременно с подачей транзитной декларации.
В ряде случаев на ТСМП устанавливаются механизмы и оборудование, которые облегчают процессы погрузки и разгрузки товаров. Отметим, что такие механизмы и оборудование также подлежат отражению для таможенных целей.
Это вытекает из следующего. Так, согласно подп. 40 п. 1 ст. 4 ТмК ТС под ТСМП понимаются транспортные средства, вывозимые за пределы таможенной территории Таможенного союза в целях завершения международной перевозки грузов, с находящимся на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки и разгрузки грузов.
Следовательно, механизмы и оборудование, которые облегчают процессы погрузки и разгрузки товаров, с точки зрения таможенного законодательства рассматриваются как часть ТСМП и, следовательно, подлежат охвату при декларировании ТСМП.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 350 ТмК ТС, ч. 1 п. 2 Инструкции N 511 в качестве таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства — члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в ст. 159 ТмК ТС, в зависимости от вида транспорта.
Таким образом, информация о наличии установленного на транспортном средстве грузоподъемного борта может быть указана в стандартных документах перевозчика, перечисленных, например, в международной товарно-транспортной накладной формы CMR (так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым, и т.д.).
Касаясь декларирования вывоза порожних транспортных средств за пределы таможенной территории Таможенного союза, отметим, что в соответствии с ч. 2 п. 1 Решения КТС N 422 таможенная декларация на транспортное средство подается в форме документа о государственной регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки, выданного в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. В свою очередь, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза автомобильного транспортного средства международной перевозки, временно вывезенного порожним в соответствии с п. 1 ст. 345 ТмК ТС, в целях завершения временного вывоза допускается подача таможенной декларации на транспортное средство в форме свидетельства, представленного при таможенном декларировании такого временного вывоза.
Взимание таможенных платежей при ввозе ТСМП. Использование временно ввезенных ТСМП.
В соответствии с п. 1 ст. 342 ТмК ТС временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
- если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
- если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства — члена Таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.
Рассмотрим практический пример.
Вопрос: Иностранная транспортная организация ввезла из Литвы через белорусско-литовскую границу контейнер в качестве транспортного средства международной перевозки. По пути следования данный контейнер без помещения под какую-либо таможенную процедуру был использован для доставки белорусского товара из г. Минска в г. Нижний Новгород, что установил таможенный орган. Необходимо ли в отношении данного контейнера уплачивать таможенные платежи? Останется ли необходимость в уплате таможенных платежей в отношении контейнера, если он будет вывезен за пределы таможенной территории Таможенного союза как ТСМП после рассмотрения дела об административном правонарушении?
Ответ: В соответствии с гл. 48 ТмК ТС ТСМП подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенную процедуру и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий, установленных ст. 342 и 344 ТмК ТС.
Согласно п. 3 ст. 344 ТмК ТС использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (во внутренней перевозке по таможенной территории Таможенного союза), допускается при условии помещения этих ТСМП под таможенные процедуры. При использовании ТСМП во внутренних перевозках в нарушение ч. 1 п. 3 ст. 344 ТмК ТС, если такое использование не сопровождается помещением ТСМП под таможенную процедуру, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Таким образом, ввиду того что контейнер без помещения под какую-либо таможенную процедуру был использован для доставки белорусского товара из г. Минска в г. Нижний Новгород, в отношении его подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Случаи прекращения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов определены п. 2 ст. 80 ТмК ТС. При этом названной нормой не установлен случай прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в случае вывоза ТСМП за пределы таможенной территории Таможенного союза. Следовательно, необходимость в уплате таможенных платежей в отношении контейнера останется даже в том случае, если он будет вывезен за пределы таможенной территории Таможенного союза как ТСМП после рассмотрения дела об административном правонарушении.
Продолжая тему использования ТСМП для завершения перевозки товаров, отметим следующее.
Согласно ст. 344 ТмК ТС с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Таможенного союза либо нахождении на указанной территории.
При этом на таможенной территории Таможенного союза не допускается:
- использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (далее — внутренняя перевозка по таможенной территории Таможенного союза);
- передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.
В свою очередь, использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в нарушение указанных ограничений допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
Однако из правил использования ТСМП имеется одно исключение. Рассмотрим практический пример.
Вопрос: Белорусская организация заключила контракт на поставку из Польши корма для животных. Товар ввезен железнодорожным транспортом в иностранном контейнере. Можно ли железнодорожный контейнер для доставки корма со склада временного хранения ввезти на территорию белорусской организации, если в этом контейнере корм для животных был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза, а затем доставлен на склад временного хранения, где был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?
Ответ: Согласно ч. 1 п. 2 ст. 344 ТмК ТС на таможенной территории Таможенного союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза.
В то же время согласно ч. 2 п. 2 ст. 344 ТмК ТС особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.
18.06.2010 в г. Санкт-Петербурге было заключено Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза (далее — Соглашение), которое определяет особенности использования транспортных средств международной перевозки, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 1 ст. 342 ТмК ТС, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава (включая порожние транспортные средства международной перевозки), осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа, для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза.
Статьей 2 Соглашения определено, что не допускается использование в качестве транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог), воздушных судов, водных (морских и речных) судов.
В свою очередь, ст. 4 Соглашения предусмотрено, что допускается использовать транспортное средство международной перевозки для внутренней перевозки груза, если внутренняя перевозка осуществляется после завершения международной перевозки, для выполнения которой транспортное средство международной перевозки было ввезено на территорию государства.
Таким образом, существующий запрет не касается контейнеров железных дорог.
Исходя из вышеизложенного, железнодорожный контейнер возможно использовать для доставки корма для животных со склада временного хранения на территорию белоруской организации при условии, что товар в этом контейнере был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза, а затем доставлен на склад временного хранения, где был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом уплата таможенных платежей в отношении контейнера не производится.
Сроки нахождения ТСМП на территории Таможенного союза.
Согласно ст. 343 ТмК ТС временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТмК ТС, если иное не установлено международными договорами.
При невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в указанные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки.
Рассмотрим практический пример.
Вопрос: Литовская транспортная организация ввезла полуприцеп как ТСМП на территорию Таможенного союза. В течение какого срока ТСМП могут временно находиться на таможенной территории Таможенного союза? Кто устанавливает срок обратного вывоза ТСМП и каким образом? Можно ли в рассматриваемой ситуации осуществить вывоз временно ввезенного ТСМП через пункт пропуска, расположенный на российском участке таможенной границы Таможенного союза, если ТСМП ввезено через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 343 ТмК ТС временно ввезенные ТСМП должны быть вывезены с территории Таможенного союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТмК ТС.
В свою очередь, ст. 219 ТмК ТС определено, что срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя. При этом предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц.
Таким образом, срок временного ввоза ТСМП определяется с учетом времени доставки перевозимых товаров в таможню назначения и времени, необходимого для обратного вывоза ТСМП за пределы Таможенного союза.
Согласно подп. 4 п. 12 Инструкции N 511 срок временного ввоза ТСМП устанавливается должностным лицом таможенного органа путем указания в любом свободном месте соответствующего документа (например, если в качестве таможенной декларации на транспортное средство (ТДТС) используется международная товарно-транспортная накладная формы CMR) регистрационного номера ТДТС и даты окончания срока временного ввоза ТСМП путем производства записи: «Срок временного ввоза ДД.ММ.ГГГГ».
Если в качестве ТДТС используется форма, то заполняется графа A.
Произведенные записи заверяются личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа с указанием даты выпуска.
Частью 1 пункта 7 статьи 5 ТмК ТС определено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, то оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока.
Таким образом, перевозчик обязан вывезти ТСМП за пределы Таможенного союза до 24 (двадцати четырех) часов даты, определенной должностным лицом таможенного органа.
Согласно п. 4 ст. 342 ТмК ТС вывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных ТСМП может осуществляться через любой таможенный орган. Таким образом, законодательство разрешает осуществить вывоз временно ввезенного ТСМП через пункт пропуска, расположенный на российском участке таможенной границы Таможенного союза, если ТСМП ввезено через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза.
Вопрос: Транспортная организация, осуществляющая автомобильные перевозки, пропустила срок обратного вывоза временно ввезенного ТСМП по причине осуществления его ремонта. Для продления срока временного ввоза она не обращалась в таможенный орган. Имеется ли в связи с этим у организации неисполненное обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов? Подлежат ли уплате ввозные таможенные пошлины, налоги в случае нарушения срока временного ввоза ТСМП?
Ответ: Согласно ч. 1 п. 2 ст. 344 ТмК ТС на таможенной территории Таможенного союза не допускается:
— использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза;
— передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза ТСМП.
Использование временно ввезенных ТСМП либо их передача иным лицам в указанных случаях допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения этих действий без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
В иных случаях налоговое обязательство в отношении ТСМП не подлежит исполнению. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у перевозчика не возникает неисполненного налогового обязательства и таможенные платежи не подлежат уплате.
Также следует отметить, что Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) не предусматривает ответственности перевозчика за нарушение срока обратного вывоза временно ввезенного транспортного средства.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства при использовании ТСМП.
Ответственность за неправомерные действия с ТСМП установлена ст. 14.7 КоАП.
В частности, использование в нарушение установленного порядка на таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных на территории иностранного государства, лицами, которые ввезли такие транспортные средства, во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза грузов, пассажиров и (или) багажа либо передача этими лицами таких транспортных средств на таможенной территории Таможенного союза иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ч. 1 ст. 14.7 КоАП).