Как известно, одной из значимых целей создания Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) являлась унификация положений законодательства в области технического регулирования, в том числе для того, чтобы обеспечить свободу торговли между государствами – членами ЕАЭС. Поэтому рассматриваемый вопрос урегулирован в разделе X Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор). Рассмотрим вопросы технического регулирования более подробно.
1. Общие положения.
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 51 Договора техническое регулирование в рамках ЕАЭС базируется в том числе на таких принципах, как:
- установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС.
Кроме того, ч. 4 п. 1 ст. 52 Договора определено, что технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в единый перечень. При этом государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень (ч. 6 п. 1 ст. 52 Договора).
Однако из этого правила имеется и исключение. Так, в силу ч. 2 п. 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение 9 к Договору) (далее – Протокол) особенности технического регулирования, оценки соответствия, стандартизации и аккредитации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к охраняемой в соответствии с законодательством государств-членов иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов устанавливаются законодательством государств-членов.
2. Технические регламенты.
В общем случае под техническим регламентом ЕАЭС (далее – ТР ТС) понимается документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования к объектам технического регулирования.
В соответствии с ч. 1 – 2 п. 1 ст. 52 Договора принятие ТР ТС осуществляется в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. В иных целях технические регламенты приниматься не могут.
Порядок разработки и принятия технических регламентов в настоящее время определен Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза (приложение к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 N 48), а Рекомендации по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 50 (принято в г. Москве 21.08.2015).
В регламентах устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. В качестве основы для их разработки применяются соответствующие международные стандарты (правила, директивы, рекомендации и иные документы, принятые международными организациями по стандартизации), за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют или не соответствуют целям принятия технических регламентов, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей. В случае отсутствия необходимых документов применяются региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты.
Регламенты также могут содержать требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер, а также специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств-членов климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств-членов. В них с учетом степени риска причинения вреда также могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
3. Оценка соответствия товаров требованиям технических нормативных правовых актов.
Оценка соответствия продукции требованиям технических нормативных правовых актов производится в форме сертификации (документом, подтверждающим соответствие продукции требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА), является сертификат соответствия) либо в форме декларирования соответствия (документом, подтверждающим соответствие продукции требованиям ТНПА, является декларация о соответствии).
Касаясь обязательной оценки соответствия продукции, подпадающей под требования технических регламентов ЕАЭС, отметим, что в силу ч. 1 п. 5 Протокола оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и или в иной форме. В свою очередь, обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации (ч. 2 п. 5 Протокола).
Справочно. Согласно п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 294 “О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза” (принято в г. Москве 25.12.2012) (далее – Решение N 294) ввоз на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой техническими регламентами Таможенного союза предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, осуществляется в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 “О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе”.
По результатам проведения обязательной сертификации в соответствии с техническими регламентами органами по сертификации выдаются Единая форма сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза либо Единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза, формы которых утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 293 “О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления” (принято в г. Москве 25.12.2012).
Рассмотрим ситуацию. Организация заключила контракт на поставку из Китайской Народной Республики партии нательного белья, классифицируемого в позиции 6107 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза” (далее – ТН ВЭД). Товар включен в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526. Какой документ необходимо представлять в таможенный орган при помещении данной партии товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления: сертификат соответствия или декларацию соответствия?
Согласно подп. а) п. 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (приложение к Решению N 294), документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) в т.ч. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относится документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный ТР ТС.
В соответствии с Перечнем продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза “О безопасности продукции легкой промышленности” (ТР ТС 017/2011), утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 N 228, подача таможенной декларации в отношении нательного белья, классифицируемого в позиции 6107 ТН ВЭД, сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) сертификата соответствия.
Следовательно, при помещении партии нательного белья, классифицируемого в позиции 6107 ТН ВЭД, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в таможенный орган представляется сертификат соответствия.
4. Маркировка и реализация продукции.
По результатам получения сертификата прохождения оценки соответствия товаров в соответствии с ТР ТС продукция подлежит маркировке. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
- наименование и вид (назначение) изделия;
- дату изготовления;
- единый знак обращения на рынке;
- срок службы продукции (при необходимости);
- гарантийный срок службы (при необходимости);
- товарный знак (при наличии).
Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 и выглядит следующим образом:
Продукция, прошедшая подтверждение соответствия национальным стандартам, подлежит маркировке знаком соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Рассмотрим ситуацию. Организация осуществляет розничную торговлю товарами легкой промышленности, ввезенными из Российской Федерации и подлежащими обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011) “О безопасности продукции легкой промышленности”, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 876 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности продукции легкой промышленности” (принято в г. Москве 09.12.2011). Должны ли быть в объекте розничной торговли какие-либо документы, подтверждающие факт того, что товар соответствует указанному техническому регламенту?
В соответствии с подп. 1.6 п. 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 “О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже” (далее – постановление N 28/35/38/27) субъекты торговли, субъекты общественного питания подтверждают качество и безопасность товаров, на которые распространяются технические регламенты Таможенного союза, при их реализации в розничных торговых объектах и на торговых местах одним из следующих способов:
- подлинниками сертификатов соответствия или деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза или копиями указанных документов, заверенными их владельцами, либо копиями сертификатов соответствия или деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, выполненными с копий, заверенных владельцами сертификатов соответствия или деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, и заверенными поставщиками товаров;
- подлинниками сертификатов соответствия или деклараций о соответствии единой формы Таможенного союза или их копиями на товары, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза (принято в г. Москве 07.04.2011), в течение периода, определенного решением о принятии технического регламента Таможенного союза;
- наличием на товаре и (или) на его потребительской таре маркировки знаком соответствия с указанием в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товара, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат, если эти сведения не указаны на товаре или на его потребительской таре;
- указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара по каждому наименованию товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат, если эти сведения не указаны на товаре или его потребительской таре.
Отметим, что подп. 1.1 п. 1 постановления N 28/35/38/27 также установлено, что в том случае, если реализуются товары, указанные в Перечне продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (приложение к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее – Перечень N 60), субъекты торговли, субъекты общественного питания подтверждают их качество и безопасность при продаже в розничных торговых объектах, объектах общественного питания, на торговых местах:
1) для товаров, подлежащих обязательной сертификации, наличие сертификата соответствия, выданного в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, либо сертификата соответствия, выданного по единой форме, установленной Комиссией Таможенного союза, подтверждается одним из следующих способов:
- подлинником сертификата соответствия;
- копией сертификата соответствия, выполненной на защищенном бланке строгой отчетности, заверенной выдавшим сертификат органом по сертификации;
- ксерокопией сертификата соответствия, заверенной печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров;
- наличием на товаре и (или) на его потребительской таре маркировки знаком соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь с указанием в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товара, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат, если эти сведения не указаны на товаре или на его потребительской таре;
- указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара по каждому наименованию товара регистрационного номера сертификата соответствия, срока его действия, наименования и адреса органа по сертификации, выдавшего сертификат, если эти сведения не указаны на товаре или его потребительской таре;
2) для товаров, подлежащих декларированию соответствия, наличие декларации о соответствии, принятой в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, либо декларации о соответствии, оформленной по единой форме, установленной Комиссией Таможенного союза, подтверждается одним из следующих способов:
- подлинником декларации о соответствии;
- ксерокопией декларации о соответствии, заверенной печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров;
- указанием в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) удостоверениях качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, и (или) технических паспортах, и (или) инструкциях по эксплуатации, и (или) иной сопроводительной документации на партию продукции или прилагаемой к каждой единице товара по каждому наименованию товара регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, наименования и адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии;
- наличием на товаре и (или) его потребительской таре маркировки с указанием регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, наименования и адреса юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии.
При этом подлинники (копии) сертификатов соответствия, выполненные в установленном порядке и полученные от конкретного поставщика с первой поставкой товара из партии (от объема серийного производства), на которую распространяются указанные сертификаты соответствия, распространяются на последующие поставки товаров из указанной партии (от объема серийного производства) и используются субъектами торговли, субъектами общественного питания многократно для подтверждения безопасности и качества этих товаров.
Также в розничных торговых объектах, объектах общественного питания могут применяться копии документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, выполненные с подлинников этих документов или с их копий. Указанные копии, выполненные субъектом торговли, субъектом общественного питания, должны быть заверены печатью и подписью уполномоченного работника субъекта торговли, субъекта общественного питания, которым указанные торговые объекты, объекты общественного питания принадлежат на любом законном основании. При этом в копиях должны быть указаны адрес и телефон уполномоченного работника субъекта торговли, субъекта общественного питания, у которых хранится подлинник или копия таких документов.
5. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в области технического регулирования.
В настоящее время административная ответственность за нарушение требований законодательства Евразийского экономического союза в области технического регулирования установлена Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 N 48 “О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов” (далее – Указ N 48). В частности, п. 3 Указа N 48 определено, что выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до ста процентов от стоимости реализованной продукции, но не менее двухсот базовых величин, а при невозможности ее установления – от двухсот до пятисот базовых величин. Под выпуском в обращение понимается поставка (в том числе реализация) или ввоз (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) продукции с целью распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
В свою очередь, выпуск в обращение продукции, не соответствующей показателям, не включенным в технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, но задекларированным изготовителем (поставщиком, продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или эксплуатационной документации, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин (п. 4 Указа N 48).
Невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, в том числе неправомерное принятие декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии либо с использованием сертификатов соответствия или деклараций, действие которых приостановлено, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до двухсот процентов от стоимости реализованной продукции, но не менее двухсот базовых величин, а при невозможности ее установления – от двухсот до пятисот базовых величин (п. 5 Указа N 48).
Неправомерная маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, соответствие которой требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза не подтверждено в установленном порядке, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот базовых величин, на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин (п. 7 Указа N 48).
В свою очередь, за реализацию товаров, указанных в Перечне N 60, административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которой определено, что за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь налагается штраф в размере от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до двухсот процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления – до пятисот базовых величин.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что техническое регулирование направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности граждан и условий их проживания. В то же время эта процедура требует дополнительных издержек со стороны субъектов хозяйствования. Поэтому в данном вопросе всегда необходимо соблюдать баланс: обеспечение безопасности с минимальной затратой финансовых ресурсов.