Участие в государственных закупках: рекомендации государственным организациям

Согласно п. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) участниками процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос ценовых предложений) признаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, представившие предложения либо получившие индивидуальное приглашение к участию в процедуре закупки, сведения о которой составляют государственный секрет (т.е. в закрытом конкурсе), либо получившие приглашение к заключению договора в ходе проведения процедуры закупки из одного источника.

При этом участие, а именно представление предложений, может ограничиваться лишь в случаях, определенных вышеупомянутой ст. 14 Закона о госзакупках <1>, а также в соответствии с подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 590).

Таким образом, законодатель предусмотрел немало возможностей для участия государственных юридических лиц (далее — государственные организации), а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, в процедурах государственных закупок. Данный подход можно рассматривать как предоставление еще одного канала сбыта производимой продукции в условиях, когда ее реализация на внешних рынках затруднена.

Рассмотрим порядок участия в государственных закупках государственных организаций.

Получение информации о проводимых процедурах

Поскольку ряд вышеназванных юридических лиц являются производителями товаров (работ, услуг), отметим следующие источники получения ими информации о процедурах государственных закупок.

Во-первых, это официальный сайт по государственным закупкам www.icetrade.by (далее — официальный сайт) или электронная торговая площадка <2>. Согласно ст. 18 Закона о госзакупках, подп. 1.6 — 1.14 п. 1 Указа N 590 на официальном сайте и электронной торговой площадке размещаются приглашения к участию в открытых конкурсах, электронных аукционах, запросах ценовых предложений, а также документы, предоставляемые участникам для подготовки и подачи предложений на участие в указанных видах процедур.

Во-вторых, дополнительное информирование производителей, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) <3>, о проводимой процедуре закупки осуществляется посредством сервисов официального сайта <4>.

В связи с этим государственным организациям и хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, желательно заранее принять меры по включению сведений о себе и производимых товарах (работах, услугах) в вышеупомянутый Регистр.

В-третьих, сведения о проведении процедур закупок можно получить из писем заказчиков (организаторов). Информацию о приглашении лиц, включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), заказчики (организаторы) отражают в п. 6 справки о проведении процедуры государственной закупки, составленной по примерной форме, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня 2013 г. N 14. Исходя из смысла части второй п. 3 ст. 21 Закона о госзакупках, письма заказчики (организаторы) направляют только после размещения приглашения на официальном сайте.

Изучение приглашения и документации о закупке

Приглашение, размещенное заказчиком (организатором), и документация о закупке (конкурсные и аукционные документы; документы, предоставляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений) должны содержать сведения, предусмотренные ст. 21, 33, 43, 49 Закона о госзакупках.

Такое требование предъявляется с целью позволить потенциальным участникам получить ответы на необходимые вопросы, связанные с участием в процедуре государственной закупки (характеристики предмета закупки, требования к составу участников, квалификационные требования и порядок их подтверждения, сроки для подготовки и подачи предложений, требования к содержанию предложения и порядку его подачи, условия и порядок оценки предложений и применения преференциальной поправки, рассматриваемые условия, сроки и порядок поставки предмета закупки, содержание проекта договора и т.д.).

Вместе с тем приглашения, как и документация о закупке, иногда содержат ошибки формального и содержательного характера. Рассмотрим их.

Нередко заказчики невнимательно и не полностью заполняют экранную форму приглашения. Отметим, что к изучению приглашений и документации о закупке, в том числе требований, содержащихся в этих документах, следует подходить комплексно.

При наличии расхождений рекомендуется устранять их посредством обращения к заказчику за разъяснением содержания приглашения и документации о закупке. Запрос участник вправе направить в установленные Законом о госзакупках и Указом N 590 сроки:

  • в случае проведения открытого конкурса и электронного аукциона — не позднее пяти рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
  • в случае запроса ценовых предложений — не позднее трех рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений.

Игнорирование заказчиком (организатором) такого запроса и обязанности разместить ответ на него в открытом доступе в сроки, закрепленные ст. 33 и 43 Закона о госзакупках, подп. 1.7 п. 1 Указа N 590, является нарушением и может повлечь прекращение процедуры закупки и проведение повторной процедуры, о чем свидетельствует следующий пример из практики деятельности комиссии Министерства торговли Республики Беларусь по рассмотрению жалоб.

Так, в ходе проведения заказчиком электронного аукциона ООО «К» направило запрос с просьбой разъяснить содержание аукционных документов. В частности, ООО «К» просило уточнить срок поставки товара, поскольку срок, указанный в приглашении, не соответствовал сроку, указанному в приложенном к аукционным документам проекте договора.

Заказчик признал, что запрос получил, однако ответ на него не смог разместить на электронной торговой площадке по техническим причинам. Кроме того, заказчик отметил, что запрос от заявителя поступил по электронной почте, таким же образом он и получил ответ.

В связи с выявленным нарушением комиссия Министерства торговли Республики Беларусь по рассмотрению жалоб приняла решение обязать заказчика провести повторную процедуру закупки.

К наиболее криминогенным со стороны заказчиков (организаторов) и, как следствие, влекущим большую вероятность отклонения предложения конкретного участника можно отнести ошибки содержательного характера.

Так, п. 1 ст. 15 Закона о госзакупках предусматривает право заказчика (организатора) запрашивать документы и сведения, подтверждающие квалификационные данные участника. Требования к квалификационным данным не должны ограничивать круг участников, поскольку в силу п. 2 ст. 14 Закона о госзакупках право на участие в государственных закупках ограничивается только в названных в этой статье случаях.

Вместе с тем иногда заказчики (организаторы) в документации о закупке формулируют требования, которые отсутствуют в ст. 15 Закона о госзакупках, чем искусственно ограничивают возможность участия в государственных закупках иных лиц, в том числе государственных организаций, а значит, препятствуют добросовестной конкуренции.

Например, в ходе рассмотрения жалобы ЗАО «Г» на действия комиссии заказчика в ходе запроса ценовых предложений комиссия Министерства торговли Республики Беларусь по рассмотрению жалоб установила, что заказчик обязал участников конкурса на выполнение работ по устройству подъемников в подтверждение имеющихся технических возможностей представить список договоров, заключенных за последние три года и прошедших оплату через органы казначейства по г. Минску. Причем участникам следовало указать получателей товаров, относящихся к предмету закупки, приложить подтверждающие опыт оказания услуг отзывы заказчиков о выполнении аналогичных работ по монтажу подъемников в сфере жилищного фонда г. Минска в течение последних пяти лет.

Кроме того, заказчик в документации о закупке указал предпочтительный критерий для выбора наилучшего предложения и поставщика, а именно расположение организации в г. Минске.

ЗАО «Г» с отклонением его предложения не согласилось, поскольку, несмотря на то что головной офис ЗАО «Г» находится в г. Гомеле, оно имеет филиал в г. Минске. По мнению ЗАО «Г», единственным критерием оценки предложений в запросе ценовых предложений может быть их цена.

Комиссия Министерства торговли Республики Беларусь по рассмотрению жалоб отметила, что установление заказчиком вышеназванных требований ограничивало добросовестную конкуренцию и состав участников. В связи с указанным заказчика обязали привести квалификационные требования в соответствие с законодательством о государственных закупках и провести новую процедуру.

Обобщая требования ст. 20 Закона о госзакупках, обратим внимание, что описание предмета закупки должно давать полное представление о товаре (работе, услуге), который заказчик (организатор) хочет видеть в предложении.

Нередко заказчики (организаторы), исходя из опыта успешной эксплуатации имеющегося у них оборудования, просто списывают его технические характеристики при указании предмета закупки. В результате такие действия приводят к ограничению круга потенциальных участников и производителей.

Учитывая этот нюанс, субъектам хозяйствования при планировании участия в конкретной процедуре закупки следует анализировать описание предмета закупки, а в случае несогласия с ним своевременно (т.е. до истечения срока для подготовки и подачи предложений) урегулировать с заказчиком (организатором) возможность внесения в это описание изменений.

Отказ заказчика (организатора) самостоятельно внести изменения, равно как и отказаться от установленных им излишних требований к сведениям и документам, подтверждающим квалификационные данные, когда такие требования нарушают права и законные интересы потенциального участника, не препятствует обращению с жалобой в Министерство торговли Республики Беларусь.

Однако обращаем внимание на необходимость своевременного обжалования содержания документации о закупке — до истечения срока для подготовки и подачи предложений, как это предусматривает абзац второй п. 2 ст. 54 Закона о госзакупках.

<1> Исходя из упомянутых норм перечень таких случаев закрыт и расширению заказчиками (организаторами) не подлежит.

<2> Оператором электронной торговой площадки в соответствии с п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» может быть информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».

<3> Указанный Регистр, который размещается в открытом доступе на официальном сайте, ведет информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

<4> Часть шестая п. 8 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. N 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».