Президентом Республики Беларусь 19 января 2016 г. подписан Указ N 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее — Указ N 14), который вступает в силу с 22 апреля 2016 г. Указом N 14 вносятся дополнения и изменения в указы Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ N 488) и от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).
Инициатором и разработчиком Указа N 14 выступил Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Проект акта был поддержан Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.
Разработчики Указа N 14 ставили перед собой задачи по совершенствованию механизмов борьбы государства с лжепредпринимательством, а также по предотвращению вреда в виде неуплаченных субъектами хозяйствования сумм налогов в результате использования услуг лжепредпринимательских структур.
Указом N 14 закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами хозяйствования хозяйственных операций с лжепредпринимательской структурой по предписанию органов финансовых расследований (ОФР). Основанием для вынесения указанного предписания будет являться заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, составленное в отношении лжепредпринимательской структуры (субъекта предпринимательской деятельности, включенного в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — реестр) и фактически не участвовавшего в совершении хозяйственных операций) и содержащее указание об отсутствии у документов, оформленных с ее участием, юридической силы.
Основанием для составления заключения Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь в отношении лжеструктуры, внесенной в реестр, будут являться собранные доказательства неучастия лжепредпринимательской структуры в совершении хозяйственных операций, имеющиеся в распоряжении ОФР, в том числе:
- результаты контрольных мероприятий (материалы проверок, проведенных в соответствии с Указом N 510);
- сведения, содержащиеся в материалах уголовных дел и дел об административных правонарушениях;
- результаты иных проверочных и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в рамках полномочий, предоставленных ОФР Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 N 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», а также Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 307-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- иные сведения (например, информация Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых органов и других правоохранительных органов).
Заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь должно содержать:
- наименование юридического лица либо фамилию, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;
- учетный номер плательщика;
- основание (основания) и дату включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр;
- ссылку на информацию и документы, подтверждающие совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование его в совершении такого правонарушения.
Содержание и порядок исполнения предписания, направляемого в адрес субъекта хозяйствования, совершавшего сделки с лжеструктурой. Механизм исчисления и уплаты налогов.
Субъекту хозяйствования, совершавшему сделки (операции) с лжепредпринимательской структурой, ОФР выносит предписание.
Срок вынесения предписания — по истечении 10 рабочих дней со дня получения субъектом предпринимательской деятельности или его представителем заключения Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а в случае обжалования заключения — со дня вручения (направления) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю решения по жалобе, оставляющего в силе заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Предписание должно содержать:
1) указание на соответствующее заключение Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
2) первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с лжепредпринимательской структурой, совершенные в период, указанный в заключении Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
При этом ОФР констатируют неправомерное отражение субъектом хозяйствования первичных учетных документов, не имеющих юридической силы, в регистрах бухгалтерского и налогового учета по взаимоотношениям с лжепредпринимательской структурой, а не фактическое отсутствие товарно-материальных ценностей;
3) требование к субъекту хозяйствования выполнить следующие обязанности:
- исчислить в порядке, определенном подп. 1.11 п. 1 Указа N 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины) по указанным в предписании хозяйственным операциям с лжепредпринимательской структурой;
- представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
- в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать ОФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.
Предписание составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем ОФР или его заместителем и скрепляется печатью, вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту хозяйствования либо его представителю.
В случае несогласия с предписанием субъект хозяйствования в течение 20 рабочих дней со дня его получения может подать в ОФР, его вынесший, возражения на предписание. При поступлении таких возражений, поданных с соблюдением порядка и установленного срока, предписание автоматически утрачивает силу.
Вопросы административной и уголовной ответственности, вытекающие из норм Указа N 14.
Пунктом 2 Указа N 14 предусматривается, что не являются административным правонарушением неуплата или неполная уплата юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими по предписанию ОФР до назначения проверки в налоговый орган представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины).
В целях приведения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в соответствие с указанной нормой и во исполнение пункта 3 Указа N 14 Правительством Республики Беларусь подготовлен и согласован всеми заинтересованными органами, в том числе Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», согласно которому примечание к статье 13.6 КоАП дополняется частью 21, из содержания которой следует, что должностные лица субъектов хозяйствования при соблюдении предусмотренных пунктом 2 Указа N 14 условий также не будут привлекаться к административной ответственности.
Следует отметить, что в случае неисполнения субъектом хозяйствования предписания в установленный срок (20 рабочих дней) или подачи им возражений на предписание ОФР вправе назначить и провести проверку данного субъекта хозяйствования либо направить заверенную гербовой печатью Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь копию заключения в налоговый орган по месту постановки субъекта хозяйствования на учет для проведения проверки. По результатам проведения такой проверки при выявлении нарушений ОФР либо налоговым органом к субъекту хозяйствования будут применены меры административной ответственности в полном объеме.
Указ N 14 не содержит оговорок по освобождению субъектов хозяйствования от уплаты пеней. В данном случае субъектам хозяйствования, которым вынесено предписание, следует руководствоваться статьей 52 Налогового кодекса Республики Беларусь (исчислить и уплатить соответствующие суммы).
Если в действиях должностных лиц будут установлены признаки преступления (наличие умысла на уклонение от уплаты налога путем использования документов, оформленных со лжеструктурами, и ущерба в виде неуплаты налогов, сборов в крупном или особо крупном размере), Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь будет проведена проверка в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, с целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по статье 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.