В правоприменительной практике в рамках законодательства Таможенного союза возникают вопросы квалификации отдельных административных таможенных правонарушений, а также некоторые затруднения с местом ведения административного процесса и компетенцией должностных лиц таможенных органов в связи с ведением административного процесса.
Имеют место случаи, когда белорусским таможенным органом отправления устанавливается процедура таможенного транзита в российский таможенный орган назначения. Вместе с тем в ходе перевозки перевозчик передает товар, находящийся под таможенным контролем, иному перевозчику в нарушение таможенного законодательства без разрешения таможенного органа. Новый перевозчик доставляет указанный товар в российский таможенный орган назначения. При таких обстоятельствах российским таможенным органом усматриваются признаки административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за недоставку в установленное место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) документов на них в отношении того перевозчика, который поместил товары под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом указывается, что перевозчик, который поместил товар под таможенную процедуру таможенного транзита, товар в таможенный орган назначения не доставил. Материалы в отношении перевозчика поступают в белорусский таможенный орган отправления для привлечения к административной ответственности, что не отвечает нормам действующего законодательства.
Статьей 220 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) установлено, что место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.
Статья 223 ТмК ТС определяет обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита.
Так, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров.
При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (за исключением недоставки товаров и документов на них в таможенный орган назначения) перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.
Статьей 3.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) установлено, что административный процесс ведется по месту совершения административного правонарушения. В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.
Вместе с тем положениями статей 4 — 6 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (далее — Договор) (подписан в г. Астане 05.07.2010) устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах Республики Беларусь (Уголовном кодексе Республики Беларусь, Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, ПИКоАП), касающиеся, в частности, вопросов привлечения к уголовной и административной ответственности, определения подсудности, а также признания доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Так, статьей 4 Договора установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.
В случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, таможенными органами которой товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.
Что же следует понимать под недоставкой товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления?
Целью установления таможенной процедуры таможенного транзита является перевозка товаров под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. Исходя из этого товары должны быть доставлены в таможенный орган назначения для их дальнейшего таможенного оформления и фактически избежания незаконного использования перевозимого товара. Таким образом, для целей привлечения к административной ответственности необходимо выяснить, доставлен ли товар в таможенный орган назначения в неизменном состоянии. Если товар доставлен в таможенный орган назначения не перевозчиком, который помещал товар под таможенную процедуру таможенного транзита, то данное деяние можно рассматривать как выдачу (передачу) либо утрату находящихся под таможенным контролем товаров, т.к. мотив совершения нарушения правил перемещения товаров под таможенным контролем в данном случае не направлен на изъятие товаров из-под таможенного контроля и их дальнейшее незаконное использование.