Взыскание с арендатора суммы задолженности эксплуатационных расходов по договорам аренды

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 15.12.2014 (дело N 276-10/2014)

Обстоятельства: Согласно договору аренды, арендатор обязан кроме арендной платы производить оплату расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту имущества, отоплению и другим услугам. Экономический суд удовлетворил требования арендодателя о взыскании с арендатора суммы задолженности эксплуатационных расходов по договорам аренды

Решение: Постановлением апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 12.01.2015 (дело N 276-10/2014-214А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску учреждения культуры «З» Республики Беларусь, г. Г., к частному производственно-торговому унитарному предприятию «Л», г. Г., о взыскании 10 711 580 рублей с участием представителей от истца и ответчика,

установил:

Истец просит взыскать с ответчика 10 711 580 рублей, составляющих сумму эксплуатационных расходов по договорам аренды от 01.03.2009 и от 01.03.2012 за период с 01.01.2012 по 31.07.2014.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители ответчика согласно представленному отзыву, а также в судебном заседании иск не признали в связи с необоснованностью заявленного требования.

Руководствуясь статьями 133, 190, 192, 193, 194, 201 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь Республики Беларусь,

решил:

Взыскать с частного производственно-торгового унитарного предприятия «Л» (г. Г., ул. С.) в пользу учреждения культуры «З» Республики Беларусь (г. Г., ул. С.) 10 711 580 рублей, составляющих сумму эксплуатационных расходов по договорам аренды, и 2 250 000 рублей в возмещение расходов по госпошлине.

Выдать приказ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда Гомельской области в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил: между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатором) были заключены договоры аренды от 01.03.2009 и от 01.03.2012 (далее — договоры аренды) нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности, в соответствии с которыми ответчику предоставлено во временное возмездное владение и пользование два нежилых помещения: торговый зал площадью 50,7 кв. м и нежилое помещение на техническом этаже площадью 11,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Г., ул. С.

Согласно пунктам 13, 14 договоров аренды ответчик обязан кроме арендной платы производить оплату расходов по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту имущества, отоплению, энергосбережению, связи, коммунальным и другим услугам. Плата за эксплуатационные, коммунальные и иные услуги не включается в установленную сумму арендной платы, производится согласно счету, предоставляемому ежемесячно арендодателем, и вносится не позднее 10 дней со дня получения арендатором счета.

В подтверждение размера расходов на эксплуатацию и обслуживание арендуемого помещения истцом представлен расчет понесенных расходов на оплату работы штатных работников истца (электрогазосварщика, слесаря-сантехника, слесаря-электрика, уборщика помещений, уборщика территории, пожарных ПСО) пропорционально арендуемой площади.

Для оплаты эксплуатационных расходов 10 711 580 рублей по договорам аренды от 01.03.2009 и от 01.03.2012 за период с 01.01.2012 по 31.07.2014 истец выставил счет-фактуру от 27.08.2014, которая была получена ответчиком 02.09.2014 согласно отметке на счете.

Иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.

В силу статьи 577 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.

Согласно пункту 2 статьи 587 ГК арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды.

Порядок оплаты расходов по содержанию и эксплуатации арендованного имущества определен сторонами в пунктах 13, 14 договоров аренды.

Возражения ответчика против включения в расходы по оплате работ по содержанию и эксплуатации арендуемых помещений, выполняемых штатными сотрудниками истца, судом не принимаются, поскольку пунктами 10 и 14 Рекомендаций Межведомственной рабочей группы для обеспечения оперативного рассмотрения вопросов распоряжения государственным имуществом, арендных отношений, привлечения инвестиций в реформируемые организации, а также подготовки предложений о совершенствовании нормативной правовой базы в этой сфере от 06.07.2012 N 16 (далее — Рекомендации) во исполнение пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» установлено, что работы по эксплуатации сдаваемого в аренду недвижимого имущества, другие работы, производимые штатными работниками организации арендодателя, оплачиваются арендаторами на основании фактических затрат, налогов и неналоговых платежей, и настоящие Рекомендации распространяются на организации, сдающие в аренду (в безвозмездное пользование) капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части (за исключением торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах), находящиеся в государственной собственности, а также находящиеся в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Из вышесказанного следует, что арендодатель вправе предъявить арендатору к оплате затраты по оплате труда обслуживающего персонала зданий, сооружений (комендантов, вахтеров, сторожей, лифтеров, дворников, уборщиков, сантехников, электриков, столяров, плотников, слесарей и т.п.), относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством, а также начисления на фонд оплаты труда указанных работников.

Следует также указать, что Главным управлением Минфина по области была проведена проверка истца на предмет соблюдения законодательства при получении и расходовании бюджетных средств за период с 01.01.2012 по 01.08.2014, о чем составлен акт проверки от 29.08.2014, и предъявлено требование об устранении выявленных нарушений от 09.10.2014.

В ходе проверки правильности предъявления арендаторам к оплате коммунальных и других расходов было установлено, что расходы по содержанию и эксплуатации имущества предъявлялись ответчику к возмещению не в полном объеме, так как не были учтены расходы по содержанию и эксплуатации здания, производимые штатными работниками учреждения, — затраты по оплате труда обслуживающего персонала здания: уборщиков помещений, уборщиков территорий, слесарей-сантехников, слесарей-электриков, электрогазосварщика, работников службы пожарно-сторожевой охраны, а также материальные затраты, связанные с обеспечением санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей к зданиям цирка территории на сумму 10 711 580 рублей, которые согласно пункту 4 Рекомендаций должны включаться в состав расходов по эксплуатации, текущему ремонту сдаваемого в аренду имущества, коммунальным и другим услугам.

Тот факт, что истец не включал сумму эксплуатационных платежей в ежемесячно выставляемые счета, не является основанием для отказа от оплаты эксплуатационных расходов по счету, выставленному 27.08.2014.
Иные доводы представителей ответчика не влияют на существо рассматриваемого спора.

На основании изложенного, указанных выше норм права требования истца о взыскании задолженности по оплате эксплуатационных расходов законны, обоснованы, подтверждены документально и подлежат удовлетворению в размере 10 711 580 рублей.

На основании статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 2 250 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.