Взыскание задолженности по арендной плате за земельный участок, находящийся в государственной собственности и пеней за просрочку внесения арендной платы

Название документа: Решение экономического суда Гомельской области от 04.01.2016 (дело N 428-11/2015)

Требование: О взыскании: 1) Задолженности по арендной плате за земельный участок, находящийся в государственной собственности; 2) Пеней за просрочку внесения арендной платы.

Обстоятельства: Покупатель приобрел изолированные помещения. Арендная плата за земельный участок, на котором они расположены, не была внесена в полном объеме. Покупатель полагал, что права и обязанности по договору аренды указанного участка к нему не переходили.

Решение: 1) Требование удовлетворено, так как права и обязанности по договору аренды перешли к покупателю; 2) Требование удовлетворено, поскольку покупатель не в полном объеме исполнил обязательство по внесению арендной платы.

Примечание

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 08.02.2016 (дело N 428-11/2015-18А) данное решение оставлено без изменения.

РЕШЕНИЕ

Экономический суд Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) по району г. Гомеля к индивидуальному предпринимателю Б. (далее — ИП Б.) о взыскании 48 511 439 руб. за счет имущества плательщика, с участием представителей,

Установил:

ИМНС по району г. Гомеля обратилась в суд с заявлением о взыскании с ИП Б. 21 887 200 руб. задолженности перед бюджетом по арендной плате за земельный участок, а также 26 624 239 руб. пени за просрочку арендной платы за земельный участок за период с 25.11.2014 по 26.11.2015 за счет имущества плательщика.

Представитель налогового органа заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве на иск. В частности, в судебном заседании ответчик указал, что права и обязанности по договору аренды земельного участка от 09.11.2009, заключенному с индивидуальным предпринимателем И., он не приобретал, действующим законодательством не предусмотрен переход прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в случае перехода прав на изолированное помещение. Ответчик считает, что в случае если договор аренды земельного участка с ним не заключался, он правомерно произвел расчет земельного налога в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Заявленные требования в части взыскания основного долга в сумме 19 486 537 руб. ответчик считает необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Городским исполнительным комитетом 29.08.2011 зарегистрирован в качестве ИП Б. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ИП Б. является плательщиком единого налога.

По договору купли-продажи ИП Б. приобрел у индивидуального предпринимателя И. изолированные помещения, расположенные по адресу: г. Г., пр-т Р.

Согласно пункту 1.4 указанного договора покупателю передается право аренды земельного участка площадью 0,7173 га.

Согласно свидетельству о государственной регистрации РУП «Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» по заявлению от 27.10.2011 произведена государственная регистрация перехода доли в праве на земельный участок площадью 0,7173 га (право аренды), в том числе на ИП Б. — доля в праве 245/264.

В соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о земле при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены. При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, расположенные на арендуемых земельных участках, или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права и обязанности по соответствующим договорам аренды земельного участка на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка.

Не требуется принятие решения областного, Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка или переходе права на него либо доли в праве на земельный участок в случае перехода права на расположенные на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение в капитальном строении, в котором возникло совместное домовладение и управление недвижимым имуществом которого осуществляется непосредственно, или доли в праве на данные объекты к другому лицу, если при этом не изменяются целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы. В этих случаях государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение в капитальном строении, в котором возникло совместное домовладение и управление недвижимым имуществом которого осуществляется непосредственно, или доли в праве на данные объекты.

Статьей 59 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 N 133-З (ред. от 04.01.2014) «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» предусмотрено, что если в соответствии с законодательством Республики Беларусь права, ограничения (обременения) прав являются связанными между собой (переход права собственности на капитальное строение (здание, сооружение) и возникновение, переход, прекращение права, ограничения (обременения) права на земельный участок; право собственности и право хозяйственного ведения или оперативного управления; прекращение права аренды и неразрывно связанного с ним права субаренды земельного участка или предприятия как имущественного комплекса; переход права собственности по договору продажи недвижимости в рассрочку и ипотека; иные связанные права, ограничения (обременения) прав), то их государственная регистрация осуществляется одновременно.

При проведении регистрации регистратором на договоре аренды земельного участка от 09.11.2009 учинена надпись: «Права и обязанности арендатора на 245/264 доли перешли к ИП Б., дата государственной регистрации 27.10.2011».

Согласно частям первой и третьей статьи 32 Кодекса Республики Беларусь о земле пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата. Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.

Согласно подпункту 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 (ред. от 07.10.2013) «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» основанием для исчисления арендной платы за земельные участки являются решение местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду (далее — решение), свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок) в результате государственной регистрации перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение в капитальном строении, в котором возникло совместное домовладение и управление недвижимым имуществом которого осуществляется непосредственно, или доли в праве на данные объекты к другому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину на основании совершенной сделки либо иного юридически значимого действия, а также договор аренды земельного участка, заключенный с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, и соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

В соответствии с пунктами 10 и 13 договора аренды от 09.11.2009 годовая арендная плата за земельный участок составляет 132 126,66 доллара США и перечисляется в местный бюджет г. Гомеля.

В связи с тем, что ИП Б. не в полном объеме исполнено обязательство по уплате аренды, налоговым органом правомерно начислена и заявлена арендная плата в размере 21 887 200 руб.

За неисполнение налогового обязательства в установленный срок по уплате аренды с ответчика в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Республики Беларусь подлежат взысканию пеня, исчисленная налоговым органом за период с 25.11.2014 по 26.11.2015, в размере 26 472 342 руб., а также 151 897 руб. пени за период с 17.11.2015 по 26.11.2015, а всего — 26 624 239 руб.

Исследовав и оценив в совокупности доводы истца и ответчика, имеющиеся в деле документы и опираясь на нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью второй статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 133, 190, 193, 201, 204 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

Решил:

Взыскать с ИП Б. в пользу ИМНС по району г. Гомеля 21 887 200 руб. задолженности перед бюджетом по арендной плате за земельный участок, 26 624 239 руб. пени за просрочку уплаты арендной платы за земельный участок путем обращения взыскания на имущество плательщика.

Взыскать с ИП Б. в республиканский бюджет 3 150 000 руб. государственной пошлины.

Приказы выдать в порядке статьи 330 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию экономического суда в 15-дневный срок с момента вынесения в порядке статей 267 — 270 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.