Заключаем договор с бюджетным финансированием

Рассмотрим ситуацию.

Хозяйственное общество (исполнитель или поставщик, или подрядчик) заключает договор с другим субъектом хозяйствования, в котором источником финансирования будет выступать местный бюджет. Какие моменты необходимо учесть при заключении договора?

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 105 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее — БК) управление денежными средствами местных бюджетов, находящимися на счетах, открытых территориальным органам Министерства финансов Республики Беларусь, осуществляется местными финансовыми органами, исполнительными и распорядительными органами первичного территориального уровня.

Порядок оплаты обязательств с бюджетным финансированием регламентируется Инструкцией о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 N 66 (далее — Инструкция N 66).

Необходимо также подчеркнуть особый статус бюджетных денежных средств. Так, согласно п. 5 ст. 101 БК денежные средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Порядок оплаты обязательств с бюджетным финансированием регламентируется Инструкцией N 66. Необходимо отметить, что Инструкция N 66 не распространяет свое действие не только на финансовые обязательства по договорам строительного подряда с бюджетным финансированием, но и на закупку товаров (работ, услуг), осуществляемых на основании заключенных межгосударственных соглашений, а также регулируемых иными актами законодательства, а также товаров (имущества), приобретаемых по договорам финансовой аренды (лизинга) (п. 2 Инструкции N 66).

Согласно п. 9-1 Инструкции N 66 оплата расходов со счетов органов государственного казначейства осуществляется по обязательствам получателей бюджетных средств, предусматривающим:

  • источники финансирования;
  • условия доставки, передачи товара, письменного уведомления поставщика о готовности товара к передаче;
  • общую сумму с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год в белорусских рублях. При этом при закупке импортных товаров (работ, услуг), приобретаемых у нерезидентов Республики Беларусь, допускается определение суммы обязательств в иностранной валюте либо в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

Таким образом, в текст заключаемого договора с бюджетным финансированием необходимо включать условие о том, что источником финансирования будут выступать бюджетные средства.

В частности, данное условие в договоре может быть сформулировано следующим образом:

  1. «Источник финансирования — местный бюджет».
  2. «Оплата работ или услуг (в зависимости от заключаемого договора) производится бюджетными средствами в соответствии с Инструкцией о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 N 66».

Следующим обязательным условием, включаемым в договор с бюджетным финансированием, является условие о доставке, передаче товара, письменном уведомлении поставщика о готовности товара к передаче.

Полагаем, что данное условие может быть сформулировано следующим образом:

  1. «Доставка товара производится Поставщиком».
  2. «Способ доставки — самовывоз со склада Поставщика».
  3. «Приемка товара осуществляется на складе Поставщика в течение трех дней с момента получения уведомления от Поставщика».

Еще одним обязательным условием, которое подлежит включению в договор, является условие об общей сумме с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год в белорусских рублях. Полагаем, что данное условие в договоре может быть сформулировано следующим образом:

1. «Общая стоимость оказываемых услуг в 2016 году ориентировочно составляет _________ рублей».

2. «Стоимость оказываемых услуг по настоящему договору в 2016 году ориентировочно составляет ___________ рублей».

Кроме этого, необходимо учитывать, что представляемый к оплате договор с нерезидентом Республики Беларусь и приложения к нему должны иметь перевод на один из государственных языков Республики Беларусь (п. 11 Инструкции N 66).

Очень часто субъекты хозяйствования в договорах предусматривают передачу документов, подтверждающих выполнение поименованных в договоре действий, по факсимильной связи. Инструкция N 66 предъявляет свои требования к оформлению документов. Копии документов, подтверждающие обоснованность проведения расчетов, в том числе полученные получателем бюджетных средств от поставщика (подрядчика, исполнителя) по факсимильной связи, за исключением документов, подтверждающих поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, принимаются к исполнению органом государственного казначейства в случаях, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) и получатель бюджетных средств находятся в разных административно-территориальных единицах, и возвращаются получателю бюджетных средств после представления в орган государственного казначейства оригиналов документов (п. 12 Инструкции N 66). Из этого следует, что в случае нахождения сторон договора на территории одной административно-территориальной единицы предусматривать передачу документов для расчетов между сторонами по факсимильной связи в договоре не совсем целесообразно.

Таким образом, законодательство содержит перечень обязательных условий для договоров с бюджетным финансированием, к которым относятся источники финансирования, условия доставки, передачи товара, письменного уведомления поставщика о готовности товара к передаче, а также общая сумма договора с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год в белорусских рублях. Иные обязательные условия предъявляются к договорам строительного подряда с бюджетным финансированием. При заключении договора строительного подряда с бюджетным финансированием полагаем целесообразным оформлять в качестве приложения к договору перечень объектов, на которых будут выполняться работы по капитальному ремонту.