Коррупция в целом, а в органах власти в особенности ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Поэтому с ней должна вестись непрекращающаяся борьба, имеющая не только правовой, но и политический характер. Искоренение предпосылок коррупционных проявлений в сфере государственного строительства является одним из приоритетов проводимой в стране политики.
Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) — важное звено в созданной системе правовых актов, посвященных борьбе с наиболее опасными преступлениями и созданию стройной системы государственных органов, ответственных за такую деятельность.
Закон направлен на совершенствование антикоррупционного законодательства и соответствует международной практике правового регулирования отношений, вытекающих из проявлений коррупции.
Законом предусматриваются следующие наиболее важные основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией:
1. Установлен перечень субъектов коррупционных правонарушений (т.е. тех граждан, которые в своей деятельности могут допустить правонарушения, связанные с коррупцией).
В качестве таковых вместе с лицами, отнесенными к ним согласно законодательству (представители государственной власти, государственные служащие, являющиеся должностными лицами, и иные должностные лица), Законом определены:
- члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;
- граждане, в установленном порядке зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты Республики Беларусь, или депутаты;
- лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций;
- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, преподаватели учебных заведений, медицинские работники);
- представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;
- государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;
- должностные лица иностранных государств и международных организаций (ст. 1, 3 Закона).
Это важный момент в решении правовых вопросов борьбы с коррупцией. Четко и однозначно не определив всех возможных субъектов коррупционных правонарушений, нельзя эффективно противостоять этому опасному явлению. Данные статистики свидетельствуют, что коррупция еще не до конца изжита среди работников самых различных сфер деятельности, в том числе в государственном аппарате, экономике, образовании, здравоохранении и т.д. Положения Закона позволяют устранить данный пробел и обеспечить правоохранительные органы надлежащей правовой базой для осуществления борьбы с этим злом.
2. Установлена единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией (ст. 6, 8, 9 Закона).
К государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, Законом отнесены органы генеральной прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
При этом порядок создания в государственных органах, осуществляющих борьбу с коррупцией, специальных подразделений по борьбе с коррупцией согласно статье 8 Закона определяется Президентом Республики Беларусь.
Кроме того, в статье 8 Закона определено, что «специальным подразделениям по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач предоставляется право:
- получать безвозмездно из государственных органов и иных организаций в установленном законодательством Республики Беларусь порядке информацию, необходимую для выполнения функций по борьбе с коррупцией, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;
- беспрепятственно прибывать в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и места, где осуществляется пограничный контроль, по служебным удостоверениям и пропускам, выдаваемым Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь или уполномоченными должностными лицами иных органов пограничной службы;
- приостанавливать с санкции прокурора полностью или частично на срок до десяти суток финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или к легализации доходов, полученных преступным путем;
- вносить в государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, представления об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности».
3. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена Законом как государственный орган, ответственный за организацию борьбы с коррупцией.
Четко установлен перечень ее полномочий в названной области. Генеральная прокуратура наделена функцией координации деятельности других государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (ст. 7 Закона).
Борьба с коррупцией со вступлением в силу Закона должна была стать более системной, настойчивой и целенаправленной. Это возможно посредством организации более тесного взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел, госбезопасности, пограничной службы, налоговых, таможенных органов и др. и надлежащей взыскательности к этим органам при осуществлении прокурорского надзора. Вышеназванные положения Закона о системе органов в сфере борьбы с коррупцией и роли в ней Генеральной прокуратуры Республики Беларусь позволяют в целом повысить уровень профилактической, оперативной и следственной работы соответствующих государственных органов.
4. Обращает на себя внимание статья 11 Закона, в которой указано, что «государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток».
Указанная норма, безусловно, оказала влияние и деятельность таможенных органов.
5. Закреплены ограничения для членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Законом определено, что указанные члены семьи не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью (ст. 24 Закона).
Честность, порядочность государственного служащего, работника, имеющего определенные властные полномочия или полномочия, в силу которых другие граждане могут оказаться в зависимости от принимаемых решений, — одна из основ создания сильной и процветающей Беларуси. Закон преследует своей целью поставить заслон кумовству, протекционизму и мздоимству в том числе и через установление соответствующих ограничений не только для государственных должностных и приравненных к ним лиц, но и для членов их семей.
6. Очень серьезная норма содержится в статье 23 Закона:
«Физическое лицо, противоправно предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, либо если физическое лицо после предоставления указанным лицам имущества или выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц добровольно заявило о содеянном».
7. Интерес представляют так же правовые нормы содержащиеся в статье 24 Закона, связанные со взысканием (возвратом) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг.
Так, «денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня их обнаружения.
Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. …
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.
Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, — перечислению в республиканский бюджет».
8. Как было отмечено, Законом определяются составы правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, что позволило в дальнейшем уточнить нормы об административной и уголовной ответственности за коррупцию в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 20 и 21 Закона).
Закон создал надлежащие правовые основания для более предметной и целенаправленной деятельности правоохранительных и иных государственных органов по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с коррупцией.