Ликвидируемые должники законодательством о банкротстве выделены в отдельную категорию. В первую очередь это связано с упрощенным порядком проведения процедуры банкротства в отношении данной категории должников.
Ликвидируемым считается должник, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации.
Чаще всего решения о ликвидации принимаются собственниками имущества (учредителями, участниками) либо иными органами юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами.
Обязанность подачи в хозяйственный суд заявления ликвидируемого должника при наступлении соответствующих обстоятельств установлена частями первой и второй статьи 247 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон): если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом, с учетом особенностей, предусмотренных главой 1 раздела XI Закона. При выявлении обстоятельства, предусмотренного частью первой статьи 247 Закона, ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства.
Иными словами, ликвидационная комиссия (ликвидатор) в ходе проведения установленных законодательством мероприятий по ликвидации юридического лица после составления промежуточного ликвидационного баланса и при условии недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов обязана подать в хозяйственный суд заявление должника.
Вышеуказанная норма в отличие от норм части третьей статьи 247 Закона не вызывает сомнений и широко применяется на практике.
Что касается части третьей статьи 247 Закона, то ее нормы, по нашему мнению, не согласуются с нормами законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
Согласно части третьей статьи 247 Закона при выявлении обстоятельства, предусмотренного частью первой статьи 247 Закона, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) собственник имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредитель (участник) юридического лица или его руководитель либо иной уполномоченный орган обязаны подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства.
Буквальный анализ данной нормы позволяет нам сделать вывод о том, что между принятием решения о ликвидации юридического лица и назначением ликвидационной комиссии (ликвидатора) может пройти время, достаточное, как минимум, для подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве. Должник в данном случае будет считаться ликвидируемым и будет претендовать на проведение процесса своего банкротства по упрощенной процедуре.
В то же время положения пунктов 1, 2 статьи 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) закрепляют, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации, если иное не установлено законодательными актами.
В абзаце втором части первой пункта 7 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», установлено, что при ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляется помимо всего прочего заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора).
В результате сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, вносятся регистрирующим органом в ЕГР только после личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и представления последним заявления о ликвидации.
Таким образом, законодатель не предусмотрел время от принятия решения о ликвидации до назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). Исходя из анализа вышеприведенных норм последняя (последний) должна назначаться одновременно с принятием решения о ликвидации, так как сведения в ЕГР будут внесены только после назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора).
В случае направления собственником имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителем (участником) юридического лица или его руководителем либо иным уполномоченным органом в хозяйственный суд заявления должника после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) в ЕГР будут отсутствовать сведения о нахождении должника в процессе ликвидации.
При принятии и рассмотрении судом такого заявления должника факт отсутствия сведений в ЕГР о нахождении должника в процессе ликвидации должен послужить отказом в возбуждении производства по делу о банкротстве по упрощенной процедуре (как ликвидируемого должника).
Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) в период после направления в суд заявления должника, но до его рассмотрения судом должно послужить отказом в возбуждении производства по делу о банкротстве в связи с невыполнением ликвидационной комиссией (ликвидатором) всех установленных законодательством мероприятий по ликвидации должника.
В соответствии с письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.07.2009 N 02-41/1637 «Об отдельных вопросах практики применения статьи 247 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» при оценке обстоятельств, указанных в заявлении о банкротстве, и подтверждающих их документов хозяйственному суду следует принимать во внимание, что заявление о банкротстве ликвидируемого должника должно быть направлено по итогам деятельности ликвидационной комиссии и выполнении последней ликвидационных мероприятий, перечень которых определен гражданским законодательством.
Так, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 59 ГК ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс, составленный по итогам деятельности ликвидационной комиссии, является одним из документов, подтверждающих наличие оснований для подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в соответствии со статьей 247 Закона и осуществления упрощенной процедуры банкротства.
В случае, когда соответствующие документы не представляются ликвидационной комиссией в установленный срок, такое заявление может быть возвращено заявителю.
Из вышеуказанного следует вывод о том, что норма части третьей статьи 247 Закона не согласуется с требованиями законодательства о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования и подлежит корректировке.
Надеемся, что данная нестыковка норм законодательства будет устранена.