Данное основание прекращения трудового договора, по мнению автора, является классическим вариантом увольнения работника по инициативе третьих лиц. В этом случае фактически отсутствует инициатива нанимателя и работника, а реально исходит от других инстанций (третьих лиц). Такой вывод сделан на основе Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее — Закон). Кроме того, убежденность автора в том, что данное основание увольнения следует относить к разряду обстоятельств, не зависящих от воли сторон (ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)), и оно ошибочно включено в ст. 47 ТК, подтверждается и другими нормативными правовыми актами. В частности, постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.07.2002 N 53 «О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией» утверждены Положение о порядке признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (далее — Положение), Инструкция о порядке диспансерного учета больных с зависимостью от алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ и профилактического наблюдения за лицами, употребляющими алкоголь, наркотические и ненаркотические вещества с вредными последствиями (без клинических проявлений заболевания) и Инструкция о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, для проведения медицинского освидетельствования совершивших преступления лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или направленных в лечебно-трудовой профилакторий (далее — Инструкция).
В соответствии с Положением (п. 3) лица, у которых установлен диагноз зависимости от психоактивных веществ, подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению. За лицами, у которых употребление психоактивных веществ носит вредные последствия, но не сопровождается клиническим проявлением, организуется профилактическое наблюдение. Обязательному диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат следующие категории больных с зависимостью от психоактивных веществ: хронические алкоголики, наркоманы, больные токсикоманией (п. 7 Положения). В этих целях органы внутренних дел и организации здравоохранения в строгом соответствии с законодательством осуществляют выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других психоактивных веществ.
Главным инициатором о направлении лица на принудительное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании является районный (городской) орган внутренних дел. Направлению в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) подлежат (ст. 4 Закона):
- граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Медицинское освидетельствование гражданина, который в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, проводится в целях установления наличия либо отсутствия у него заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Медицинское освидетельствование граждан проводится по постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Медицинское освидетельствование проводится согласно Инструкции (п. 3, 7, 16) комиссией в составе 5 человек. В состав комиссии входят врач-нарколог — председатель комиссии, врач-невролог, врач-терапевт, секретарь комиссии и медицинский регистратор. Комиссия проводит медицинское освидетельствование в отношении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, для решения вопроса о возможности принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в лечебно-трудовых профилакториях. По результатам медицинского освидетельствования оформляется медицинское заключение, которое должно быть основано на анализе:
- данных амбулаторного клинического обследования и данных медицинского осмотра непосредственно комиссией;
- сведений, содержащихся в материалах, представленных органом, назначившим медицинское освидетельствование;
- медицинских документов, полученных из специализированных органов здравоохранения, в которых ранее обследовалось или лечилось лицо, страдающее хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Организация здравоохранения, осуществившая медицинское освидетельствование граждан, обязана в течение пяти рабочих дней направить в орган внутренних дел, вынесший постановление о медицинском освидетельствовании гражданина, медицинское заключение о наличии либо отсутствии у гражданина заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и наличии либо отсутствии заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.
Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение десяти дней после получения медицинского заключения, подтверждающего, что гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также что у него отсутствует заболевание, препятствующее нахождению в лечебно-трудовом профилактории, выносит предупреждение о возможности направления его в лечебно-трудовой профилакторий, если он в течение года после данного предупреждения будет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Предупреждение о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, сотрудником органов внутренних дел с вручением ему копии предупреждения, о чем составляется протокол.
Таким образом, органы внутренних дел и учреждения здравоохранения могут выражать инициативу о целесообразности принудительного лечения лица от алкоголизма, наркомании и токсикомании, но в отличие от районных (городских) судов они не могут принимать окончательное решение о направлении этого лица в лечебно-трудовой профилакторий для этих целей. Такие правомочия предоставлены только судам.
К заявлению о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий прилагаются:
- медицинское заключение;
- копии постановлений о наложении административных взысканий за административные правонарушения, совершенные гражданином в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- предупреждение о возможности направления гражданина в лечебно-трудовой профилакторий;
- данные о семейном положении гражданина и наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей.
Особенности порядка подготовки и подачи в суд заявлений о направлении в лечебно-трудовой профилакторий граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Районные (городские) суды по месту жительства зависимого лица, получив материалы, рассматривают их в открытом судебном заседании с участием лица, в отношении которого возбуждено ходатайство, с участием прокурора, в необходимых случаях членов семьи, близких родственников. Суд, руководствуясь имеющимися материалами и другими доказательствами, принимает окончательное решение.
Гражданин доставляется органом внутренних дел в лечебно-трудовой профилакторий не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда о его направлении в лечебно-трудовой профилакторий.
Гражданин может быть направлен судом в лечебно-трудовой профилакторий на срок двенадцать месяцев.
Установленный решением суда срок нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории исчисляется в месяцах со дня приема его в лечебно-трудовой профилакторий.
В срок нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории не засчитывается время самовольного отсутствия в лечебно-трудовом профилактории.
К уважительным причинам отсутствия гражданина в лечебно-трудовом профилактории относится его нахождение в организациях здравоохранения, органах внутренних дел, в социальном отпуске с правом выезда за пределы территории лечебно-трудового профилактория.
Нахождение гражданина в лечебно-трудовом профилактории может быть продлено по решению суда на срок до шести месяцев по таким основаниям, как:
- наличие у него четырех взысканий, предусмотренных абзацами вторым и третьим части первой статьи 52 Закона, либо двух взысканий, если хотя бы одно из них предусмотрено абзацем четвертым части первой статьи 52 Закона;
- отсутствие его без уважительных причин в лечебно-трудовом профилактории свыше одних суток;
- отсутствие его без уважительных причин в лечебно-трудовом профилактории менее одних суток повторно в течение трех месяцев;
- несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам.
Постановление суда о направлении в лечебно-трудовой профилакторий является основанием для увольнения работника по нормам п. 4 ст. 47 ТК.
Применение п. 4 ст. 47 ТК не означает полное отсутствие у данных работников отдельных гарантий трудового и социального характера.
В частности, не подлежат направлению в лечебно-трудовой профилакторий лица, не достигшие восемнадцати лет, мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти пяти лет, инвалиды первой и второй группы, беременные женщины, женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года, граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в лечебно-трудовом профилактории (по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Республики Беларусь).
Граждане, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности и квалификации трудоустраиваются в лечебно-трудовых профилакториях, на республиканских унитарных производственных предприятиях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, и в иных организациях, расположенных по месту нахождения лечебно-трудовых профилакториев, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 09.10.2007 N 264 (далее — ПВР).
Отказ граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, от трудоустройства или самовольное прекращение работы влекут применение к ним мер взыскания в соответствии с Законом.
Оплата труда граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государственные гарантии включают в себя республиканские тарифы, а также некоторые виды доплат и надбавок компенсационного характера (п. 172 ПВР).
Заработная плата граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, на руки им не выдается, а перечисляется на их лицевые счета один раз в месяц не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Граждане, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, должны быть ознакомлены с содержанием их лицевого счета не менее одного раза в месяц.
Удержания из заработной платы лиц, содержащихся в ЛТП, производятся в следующем порядке: подоходный налог; отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; алименты на содержание несовершеннолетних детей; расходы, затраченные государством на содержание находящихся на государственном обеспечении детей лиц, содержащихся в ЛТП; расходы по содержанию лиц, содержащихся в ЛТП (стоимость питания, одежды, обуви, средств личной гигиены) по решению суда на основании поступивших в ЛТП исполнительных листов; стоимость коммунально-бытовых услуг; возмещение материального ущерба, причиненного ЛТП (п. 175 ПВР).
Гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях, предоставляются трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Трудовые и социальные отпуска предоставляются без права выезда за пределы территории лечебно-трудового профилактория. По решению начальника лечебно-трудового профилактория при наличии уважительных причин (смерть или тяжелая болезнь близких родственников, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также иные уважительные причины) гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях, могут быть предоставлены социальные отпуска с правом выезда за пределы территории лечебно-трудового профилактория.
Сотрудники лечебно-трудовых профилакториев организуют информирование граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, о востребованности профессий на рынке труда, возможности трудоустройства, ориентируют на получение профессии во время нахождения в лечебно-трудовом профилактории. В профессиональной ориентации граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, принимают участие органы по труду, занятости и социальной защите.
Нахождение гражданина в лечебно-трудовом профилактории прекращается:
- в последний день установленного судом срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории;
- в день вступления в законную силу решения суда об отмене решения суда о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий;
- в день вступления в законную силу решения суда о прекращении нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории.
С гражданином, прекращающим нахождение в лечебно-трудовом профилактории, производится полный расчет, сотрудниками лечебно-трудового профилактория ему возвращаются личные вещи, документы и денежные средства.
Гражданину, прекращающему нахождение в лечебно-трудовом профилактории, по его письменному заявлению с учетом его материального положения и на основании анализа возможностей получения им помощи от родственников, перспектив трудоустройства после прекращения нахождения в лечебно-трудовом профилактории, а также иных обстоятельств по решению начальника лечебно-трудового профилактория может быть выдано единовременное денежное пособие в размере до двух базовых величин.
За пятнадцать дней до истечения срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, а при прекращении нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории по основаниям, предусмотренным абзацами третьим — седьмым статьи 57 Закона, лечебно-трудовым профилакторием незамедлительно направляются сообщения об этом в организацию здравоохранения, оказывающую наркологическую помощь, орган внутренних дел и в суд, расположенные по месту жительства гражданина, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Граждане, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, обязанные в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащие трудоустройству, к месту жительства сопровождаются сотрудником лечебно-трудового профилактория.
Время пребывания в лечебно-трудовом профилактории засчитывается в общий стаж работы. Трудовое и бытовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно-трудового профилактория, возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы по месту жительства этих лиц в установленном порядке.
Образец приказа об увольнении
Наименование организации
Приказ
18.09.2011 N 23-К
г. Минск
Об увольнении Иванова И.И.
УВОЛИТЬ
Иванова Ивана Ивановича, рабочего цеха N 7 готовой продукции, 21.09.2011 в связи с направлением его на принудительное лечение от алкоголизма в лечебно-трудовой профилакторий по постановлению суда N-го района г. Минска от _______ N _______, п. 4 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Основание: постановление суда N-го района г. Минска N __ дата ____.
Визы
Руководитель __________________________
(подпись)
С приказом ознакомлен: __________________________
(подпись работника и дата)